В частном магазинчике обманут любого

Каждый вторник цены на бóльшую часть товаров меняются

Клиент всегда прав - это правило торговли, увы, часто не соблюдается. Вместе с тем, среди покупателей такие тертые калачи попадаются, что урезонить их можно только с полицией. Незадолго до 15 марта - Дня защиты прав потребителя - разговорилась с Мариной - сотрудницей популярного в народе сетевого магазина. Ее рассказ - это и введение в профессию, и кладезь лайфхаков: например, когда ловить скидку и есть ли риск нарваться на просрочку. Мотайте на ус.

О текучке

- В системе торговли я больше 30 лет. В 1990-х начинала продавцом в небольших частных магазинах, потом перешла в сетевой, и скажу вам, разница огромная. Работающая со мной молодежь не представляет, как это вкалывать еще и за грузчика, платить из своего кошелька за недостачу или просрочку, выкручиваться, получив недовес товара. Сейчас я с этим не сталкиваюсь. Но многие коллеги все равно ноют, что тяжело. В магазине постоянно висит объявление о наборе персонала. На мой взгляд, народ просто разбаловался. Вообще обидно, что нашу профессию превратили в «работу для неудачников». Не смог нигде устроиться - иди в продавцы. Скажу откровенно: сброда у нас хватает. Но он и не задерживается. Зато много сотрудников, которым нравится работать с людьми и перед которыми не стоит задача всех обмануть.

О ценниках

Каждый вторник цены на бóльшую часть товаров меняются. В течение недели тоже могут быть движения, но тут пропикиваем весь ассортимент. Угадать, повысится сумма или понизится, невозможно. Но есть смысл заглянуть за покупками именно во вторник.

Что мне не нравится - когда указана цена со скидкой, а рядом мелко условие акции: при покупке стольких-то единиц товара. Когда натыкаюсь на такое как покупатель, бесит! Но ценники спускают сверху.

О просроченных продуктах

- Я работаю и в зале, и на кассе. За каждым продавцом закреплено несколько отделов. На мне, например, молочка, сыры, майонез, заморозка. Смотрим, чтобы товар всегда был на полке. Каждый день вручную проверяем на упаковках срок годности. Детское питание снимаем с продажи за три дня до его окончания. Убираем продукты, если срок годности не истек, но они явно «нехорошо себя чувствуют». Просроченный товар списывается. Нас за это не наказывают. На кассе я сама укажу покупателю, что срок годности истекает и лучше взять что-то посвежее. Иногда делаем уценку. Правда, она всего 10 процентов. Мясо, полуфабрикаты со скидкой берут охотно. А вот молоко, торты расходятся плохо, хотя их еще можно спокойно есть.

Перебивать даты, совершая подлог, - такое не практикуется. Проще списать. Если на полках попадется просроченный товар, продавцу поставят на вид - в следующий раз будь внимательней. Серьезных конфликтов по этому поводу я не помню. В наших интересах всё решить мирно.

Об обвесе

Получив опыт работы у частника, я редко захожу в «магазины у дома». Потому что до сих пор помню, как, например, сама обкладывала мокрой марлей сырокопченую колбасу, чтобы она не усыхала. Влага впитывалась, и вес сохранялся. Или маслом растительным ее протрешь - она как новенькая. Суммы при взвешивании округляли, разумеется, в свою пользу: часто присылали недовес, и надо было выкручиваться. Я даже сегодня, если что-то там покупаю, на весы не смотрю, знаю: все равно обманут. Там, где работаю сейчас, на развес только фрукты и овощи - остальное расфасовано. Но весы здесь электронные. А с программой мухлевать сложно.

О воровстве

Чаще всего выносят алкоголь, колбасу, сливочное масло, конфеты, кофе, шампуни, дезодоранты, зубные пасты. Как ни контролируй - за всеми не уследишь. Раньше тащили упаковками, поэтому теперь выкладываем товар поштучно. Если покупатель кажется подозрительным, есть кнопка на кассе - сигнал, чтобы кто-то из персонала внимательно посмотрел запись на видеокамере. Товар выносят в сумках, распихивают по карманам. Могут оплатить какую-то мелочь, а остальное спрятать. Как-то заметили, что мужчина сует за пояс бутылку коньяка, колбасу копченую и плитку шоколада. Досматривать мы не имеем права - просто спрашиваем, не забыл ли человек кое-что оплатить. Тот дядька рванул к выходу, а у него из брючины шоколадка выскочила. Вызвали полицию, его нашли. У нас есть корпоративный чат, куда мы скидываем фото покупателей, пойманных на воровстве. Чтобы во всех магазинах были начеку. Если украли меньше чем на тысячу рублей, в полицию обычно не обращаемся. Но в случае конфликта приезжает наряд. За украденные товары продавец не платит. Правда, у меня был случай в самом начале, когда у моей предшественницы на кассе случилась недостача сигарет. Они хранятся в закрытом ящике, так что вряд ли к этому приложил руку покупатель. Но кассир уволилась до ревизии, а возмещать убытки пришлось мне. Отдала 700 рублей.

О зарплате

- Магазин наш не круглосуточный, работаем два через два, с 8 до 20 или с 10 до 22. Днем - перерыв на полтора часа: обед, покурить, поболтать по телефону. Во время работы пользоваться им запрещают.

Зарплата - около 40 тыс., это с двойной оплатой в праздничные дни и премией за выполнение плана. Скромно, но было еще меньше. Опять же у частника я получала 20 тысяч. Навела тогда справки: моя будущая пенсия - 10 тысяч, хотя стаж с 17 лет. Здесь же работодатель делает все отчисления, оплачивает больничный и отпуск. На часть продуктов сотрудникам дают скидку 5 процентов.