Третьяковка впервые показала посмертную маску Маяковского со свернутым носом

«In memoriam. Остановленное время»
«In memoriam. Остановленное время»
Одним из самых известных мастеров посмертной маски был Сергей Меркуров. Он официальный кремлевский скульптор, а также автор колоссального монумента Сталину и той гранитной статуи, которая ныне стоит в парке скульптур в Москве, около ЦДХ. В его обязанности входил съем посмертных масок с лиц умерших вождей СССР. Делал он это с помощью гипсовой повязки, накладываемой на лицо усопшего, смазанное перед этим вазелином. С гипса потом отливалось несколько копий.

Меркуров снимал маски и с известных деятелей литературы и искусства. Его работы были настолько хороши, что их сравнивали с произведениями искусства.

Но беда в том, что почти никто и никогда их не видел. В 1953 году, после кончины скульптора, коллекцию передали в Третьяковскую галерею, и с тех пор она никогда не выставлялась. Ходили слухи, будто страшный фонд побаиваются сами хранители и что будто бы маски способны притянуть несчастье к каждому, кто взглянет на них хотя бы мельком.

Преодолев ужас и противодействие со стороны сотрудников, страшную коллекцию выставили на днях в Инженерном корпусе Третьяковки. Экспозиция называется «In memoriam. Остановленное время». Здесь можно увидеть маски великих деятелей эпохи, причем выполненные не только Меркуровым.

- Там очень страшно, - честно предупредил корреспондента «Экспресс газеты» охранник галереи. - Хуже, чем в Донецке.

Без шестого пальца

На выставке показан 21 посмертный слепок. Глядя на них, понимаешь: смерть действительно обнажает сущность человека. Посмертная маска срывает все предыдущие маски. Потому обезумевший художник Врубель выглядит рыцарем и романтичным Доном Кихотом, а писатель Гоголь, умерший в страданиях, - улыбается.

«Посетителей
Посетителей больше других героев экспозиции интересовал Сталин 

Посмертные слепки раскрывают последние секреты человека. На выставке представлены слепки рук Сталина. Кто-то из журналистов бросился пересчитывать, нет ли у вождя шестого пальца, но был разочарован: не нашлось. Однако не менее удивительными оказались миниатюрность его рук и их непропорциональность: левая существенно меньше правой.

- У него действительно был такой недостаток. Даже художники старались не показывать левую руку вождя, - объяснила научный сотрудник отдела скульптуры Мария Крупнова, кивая на парадный сталинский портрет, на котором Иосиф Виссарионович как бы невзначай прикрыл левую руку правой.

«Слепки
Слепки его рук Сталина 

Голова набок

- Вообще, выставка не про смерть, а про память, - сообщила заместитель Третьяковки по научной работе Татьяна Карпова. Ее плечи подняты вверх и голос какой-то оправдывающийся. Говорят, идея выставить посмертные маски встретила большое противодействие. Пожилые сотрудники встали на дыбы и завопили:

- Нет, ни за какие коврижки. Зачем потакать некрофильским интересам публики?

Надо сказать, что еще пару десятков лет назад народ не видел в масках ничего некрофильского.

Посмертные слепки великих людей вешались в жилых помещениях вместо фотографий. Сам скульптор Меркуров очень даже любил одаривать друзей наиболее удачными слепками какого-нибудь великого покойника.

Маска Горького «буревестника революции»
Маска Горького «буревестника революции» 

Но в любом случае в Третьяковке все сделали очень корректно. Про каждого героя рассказали историю, представив вместе с масками еще и скульптурные изображения человека, которые тоже очень часто выполняли именно по посмертному слепку.

- А еще мы хотели показать, что маска может быть произведением искусства, - сказала куратор выставки Ирина Седова.

Наглядно идею маски как произведения искусства иллюстрируют два слепка с лица Владимира Маяковского, представленные в галерее. Скульптор Константин Луцкий оказался возле тела поэта через несколько часов после его самоубийства. Ваятель делал слепок первым, но маска получилось крайне неудачной. К тому же Луцкий ободрал с щеки поэта кожу, так что в гробу тело пришлось очень сильно гримировать.

«Маска
Маска Маяковского от Луцкого 

После Луцкого исправлять гиблое дело позвали Сергея Меркурова. Мастер пришел только на следующий день, когда слепков уже не делают, потому что черты лица заостряются и изменяются. Однако Меркурову удалось невозможное.

Узнав, что после выстрела голова поэта была повернута набок, скульптор тоже повернул голову Маяковского. А после снятия слепка создал целую композицию, в которую включил рубашку, галстук-бабочку, часть подушки и фрагмент покрывала.

Работа Меркурова - это произведение искусства. Однако слепок Луцкого привлекает любителей конспирологии. На неудачной маске явно видно, что нос у поэта очень кривой. Из-за этого исследователи делают вывод, будто Маяковского били перед убийством. Либо он упал лицом вперед, что не соответствует канонической версии гибели.

Маска автора «Войны и мира» и «Анны Карениной»
Маска автора «Войны и мира» и «Анны Карениной» 

Пульсирующие пальцы

Еще один интересный экспонат - слепок с лица Льва Николаевича Толстого.

Когда скульптора просили рассказать, как он делал маску Толстого, Меркуров отвечал обыденно:

- Сильно прилипла борода.

Он не любил вспоминать о своих работах, но признавался, что в облике писателя его поразил полуоткрытый глаз и густая, сердито поднятая бровь. Посмертное изображение Льва Николаевича наводило ужас. Но впоследствии маска легла в основу знаменитого скульптурного портрета Голубкиной, и он совсем не пугает.

Странная история произошла со скульптором при работе с Лениным. В какой-то момент он решил, будто вождь не умер. Когда Меркуров взялся поправить голову вождя, он ощутил, что шея теплая и сонная артерия еще пульсирует.

«Маска
Маска Ленина 

Скульптор попросил увести Крупскую и немедленно обратился к врачу. Но тот сурово заверил, что Ильич мертв:

- Товарищ, нельзя так волноваться - пульсирует не сонная артерия, а ваши пальцы. Будьте спокойны. Сейчас вы делаете очень ответственную работу, - приводил Меркуров слова доктора.

К сожалению, на выставке представлена лишь малая толика имеющегося в закромах богатства, однако всех тайн великих Третьяковка по какой-то причине решила не раскрывать.