Расписание и деньги — под контроль

Владислав Худяков
Владислав Худяков / Источник:
Владислав Худяков, разработчик навигационно-информационной системы для пассажироперевозок рассказал, как его программа повысила качество транспортных услуг в Свердловской области.

Развитие общественного пассажирского транспорта в стране входит в число приоритетных задач правительства России. Одним из направлений, сформулированных в государственной стратегии его совершенствования до 2030 года, стала цифровизация. Организация пассажирских перевозок в современных условиях уже невозможна без автоматизированных информационных систем. Именно такую разработал талантливый российский программист Владислав Худяков, генеральный директор известной компании-разработчика программного обеспечения «Софт Сфера». Уникальная навигационная информационная система транспортного комплекса (НИСТК) уже помогла упорядочить движение автобусов в Свердловской области, а также позволила региональным властям объективно оценивать качество работы перевозчиков и грамотно распределять им дотации из бюджета. Внедрить систему планируют также власти других регионов. К ней проявили интерес в Калужской области и Краснодарском крае.

Закон и система

Практически каждая компания, которая занимается организацией транспортных перевозок, сталкивается с проблемами хищения топлива, использованием служебного транспорта в личных целях, а также со сложностями в оптимизации рейсов. Для решения этих проблем программист-архитектор Владислав Худяков создал специализированную информационную систему. Над созданием программного обеспечения его компания «Софт Сфера» в партнерстве с «Ультрастар Развитием» работала 10 лет, непрерывно развивая и улучшая продукт. Изначально система позволяла определять местоположение и отслеживать перемещения подключенных к системе транспортных средств, а также фиксировала пробег техники и расход топлива. Эти общие функции команда Владислава постепенно расширила и адаптировала под специфические задачи разных предприятий. Система пользовалась спросом у автотранспортных предприятий, строительных и дорожных компаний, помогая снизить расходы.

Для общественного транспорта навигационная система Владислава Худякова стала остро необходимой в 2015 году, когда вступил в силу федеральный закон об организации регулярных пассажирских перевозок, который ввел новые требования к организаторам перевозок, в том числе требование строго следовать расписанию движения маршрутов.

Большинство автобусных маршрутов в России коммерчески невыгодны и дотируются из региональных и муниципальных бюджетов. Власти заключают контракт с фирмой, которая обязуется возить пассажиров и отчитываться о выполненной работе, а также расходах на перевозки. По этим отчетам они получают компенсацию из бюджета. Однако проверить достоверность этих отчетов власти фактически не могли. При этом “ручной” анализ предоставляемых данных отнимал много времени у специалистов администраций и министерств и не исключал ошибки в расчетах. Эти проблемы решила разработка Владислава Худякова. Всю монотонную, но требующую высокой точности работу теперь выполняет искусственный интеллект Навигационной информационной системы транспортного комплекса на базе технологий ГЛОНАСС и GPS. Сбор и обработка данных о работе автобусов происходит в автоматическом режиме.

«Принципиально система состоит из нескольких частей, — объясняет Владислав Худяков, — это ведение нормативной документации: реестр маршрутов, остановочных пунктов, расписание движения, учет бланков строгой отчетности и выдача соответствующих документов. Далее она включает в себя сбор отчетов перевозчиков и их контроль с использованием технологий GLONASS-GPS, аналитическую отчетность».

Система способна контролировать движение автобусов по маршрутам, учитывать расход топлива и точность следования расписанию рейсов.

Контроль перевозок

Главным отличием продукта, который предложил властям и перевозчикам Владислав Худяков, от других подобных стала его универсальность. Основные конкуренты в этом сегменте рынка предлагали конечное оборудование обычно собственного производства, которое устанавливается на транспортные средства, плюс программное обеспечение к нему. Поскольку продавать оборудование выгоднее, чем сами программы, компании предоставляли свои продукты в комплексе, и замена программного обеспечения требовала также замены оборудования. Команда Владислава Худякова пошла по другому пути и предложила систему, которая может работать с любым оборудованием — перевозчикам это давало возможность сэкономить. При этом, Владиславу удалось решить проблему автоматического сбора данных с различного оборудования автобусов, которое обслуживают разные операторы навигационных услуг.

Программное обеспечение Владислава Худякова не ограничивается только отслеживанием движения транспорта, а может выполнять и другие задачи в зависимости от бизнес-потребностей клиента. В частности, муниципальным и региональным властям важно знать, достаточно ли хорошо перевозчик выполняет взятые на себя обязательства. Просмотр треков автобусов на карте, который могли предложить другие разработки, ответа на этот вопрос не давали. Владислав Худяков спроектировал систему, которая создает отчет, где виден процент нарушений при выполнении автобусных рейсов. Это позволило дифференцировать оплату перевозчикам и экономить бюджетные средства, если перевозчик работал некачественно.

«Система контролирует перемещения автобуса и сравнивает время прохождения остановочного пункта и время по расписанию. В случае опоздания или непосещения остановки система делает вывод о том, что рейс выполнен, выполнен с нарушением или сорван. В зависимости от этого принимается решение о выплате или невыплате перевозчику дотации за выполнение этого рейса», — объясняет Владислав Худяков.

Для точности контроля и качественной аналитики разработчику пришлось корректировать исходные данные, которые предоставляли власти, например, о количестве остановочных пунктов по маршруту. Из-за ошибок система выдавала слишком высокий процент нарушений, и перевозчик мог остаться вовсе без дотаций. Владислав со своей командой выявлял ошибки в данных, организаторы перевозок устраняли их, и отчет начинал показывать объективные цифры.

Чтобы система соответствовала всем потребностям организатора пассажирских перевозок, Владислав участвовал в обсуждениях с властями и составлении технического задания, на основе которого разрабатывал технические проекты, где описывалось, что и как должно быть реализовано. Кроме того, он руководил командой программистов и лично разрабатывал особо сложные и ответственные модули. Разнообразие модулей и функций стало еще одним конкурентным преимуществом новой системы.

В выигрыше — пассажиры

Контроль навигационных данных о движении общественного пассажирского транспорта Свердловской области привел к повышению качества транспортных услуг. Пассажиры уверены, что уедут по расписанию, потому что перевозчикам просто не выгодно отставать от графика или срывать рейсы. Кроме того, Навигационная информационная система помогает делать расписание более удобным и открывать новые маршруты по запросам пассажиров там, где их действительно не хватает, и оптимизировать существующие.

«Сейчас все существующие маршруты в виде схемы доступны в электронном виде на карте, таким образом, благодаря НИСТК их намного проще проанализировать и понять, где есть дублирующие, а где стоит открыть новую линию», — объясняет Владислав Худяков.

Разработчик постоянно модернизируют систему и расширяет ее возможности: недавно появилось мобильное приложение для пассажиров, где можно посмотреть актуальную информацию о расписании движения общественного транспорта, выбрать нужный маршрут, узнать, насколько далеко автобус, троллейбус или трамвай находится от остановки. Сейчас разрабатывается возможность для пассажиров оставлять в приложении обращения и жалобы, которые в оперативном режиме будут отрабатывать перевозчики и органы власти.

«Умные» остановки в Каменск-Уральском и Нижнем Тагиле Свердловской области, которые устанавливают по всероссийской программе «Безопасные качественные дороги», тоже работают на основе данных Навигационной информационной системы транспортного комплекса, разработанной Владиславом. Она автоматически формирует на электронном табло актуальную для пассажиров информацию о видах транспорта и маршрутах, их рабочем статусе, графике передвижения и прогнозе времени прибытия к остановке.

В ближайшее время Владислав Худяков планирует внедрить в свою навигационно-информационную систему новый модуль, который позволит контролировать пассажиропоток. В этом заинтересованы как перевозчики, так и власти. Первые смогут сравнивать данные из системы с полученной выручкой и пресекать хищения. Вторые — пользоваться информацией для изменения маршрутной сети, увеличения или сокращения количества рейсов, а значит, смогут более рационально распоряжаться бюджетом.

Разработку Владислава Худякова в разных конфигурациях от базовой до расширенной используют уже более 20 регионов и муниципальных образований. Установить систему планируют также власти Краснодарского края и Калужской области.

Благодаря новаторским идеям руководителя, Владислава Худякова,  его компания «Софт Сфера» стала одной из самых авторитетных в области разработок транспортных информационных систем.

Автор текста: Анна Попова