Лилита Беликова: «Переработка строительных отходов должна стать общепринятой практикой»

Лилита Беликова
Лилита Беликова
Как заниматься строительством с минимальным мусорным следом, рассказала генеральный директор компании-девелопера, которая занимается переработкой строительных отходов и автомобильных шин.

Более 70 млн тонн строительных отходов генерируют каждый год  компании в России, которые занимаются возведением зданий или их демонтажом. На переработку отправляется менее четверти этого объема, большая часть отправляется на свалки. Единые правила регулирования обращения со строительными отходами для всех регионов Минприроды РФ начали разрабатывать только в прошлом году. Вместе с тем, в Москве и Подмосковье работает строительная компания, которая ещё 20 лет назад сумела организовать переработку отходов на своих строительных площадках и научила ответственному подходу своих партнёров. Идеи развития устойчивого, экологически ответственного бизнеса на предприятии продвигает Лилита Беликова. Сейчас в качестве генерального директора она руководит не только строительством высокоэтажных домов, но и развитием общественно значимых экологических проектов компании. По заказу властей Москвы компания Лилиты Беликой рекультивировала мусорные полигоны, которые десятки лет отравляли воздух и почвы Подмосковья.

— Лилита, ваше предприятие на рынке переработки отходов успешно работает и развивается с 2006 года, но изначально ваш профиль — строительство недвижимости в Москве и Московской области. Зачем, по сути, производителю мусора начинать его перерабатывать?

— Если говорить о высоком, то переработка отходов помогает снижать негативное влияние на окружающую среду и восстанавливать природные экосистемы. Для нас как компании, которая стремится к устойчивому развитию бизнеса, эта составляющая очень важна. Если посмотреть на вопрос более приземленно, то переработка строительных отходов, которой мы занимаемся, и рекультивация полигонов — это доступ к новым ресурсам и материалам, которые можно использовать в своих строительных проектах. Не покупать что-то новое, а использовать вторсырье, полученное из того, что могло бы лежать без дела на полигонах, занимая ценную землю. Таким образом, мы бережнее относимся к природным ресурсам, во-первых, а во-вторых, рационально используем собственные.

— Вы находитесь в числе тех, кто участвовал в решении проблемы номер 1 столичного региона - мусорных полигонов в Подмосковье. На вашем счету рекультивация шести свалок с общим объемом 900 тысяч тонн мусора. Насколько значимой эта работа была для вашей компании?

— Это был масштабный проект, который требовал скоординированной работы нашей команды, а также сотрудничества с местными властями и сообществом. Мы считаем их очень значимым своим достижением. Всего за несколько лет по заказу Москвы мы рекультивировали шесть мусорных полигонов: первым этапом — в Кашире, Быкове и Электростали, вторым — в Долгопрудном, Аннине и в Икше. Один только полигон в Дмитровской “Икше” занимал 60 гектаров земли. Этот проект имел большое значение для экологической устойчивости столицы. Мы внедрили инновационные методы переработки и эффективно использовали отходы, что позволило превратить эту территорию в экологически гораздо более чистую зону. Теперь эти участки превратились в благоустроенные территории, пригодные для различных видов использования.

— Ваша компания стремится максимально повысить процент переработки материалов и минимизировать количество отходов. Порядка трети отходов со стройплощадки вы перерабатываете для повторного использования, при среднем показателе по России — около 22 %. Как вы этого добиваетесь?

— Это большая комплексная работа. Сначала мы проводим исследование, чтобы определить основные типы строительного мусора, которые генерируются на стройплощадке. Это может быть бетон, кирпичи, древесные отходы, металлические конструкции и так далее. Далее создаем систему раздельного сбора строительного мусора на месте строительства: разные контейнеры для различных типов отходов. В зависимости от типов отходов, устанавливаем перерабатывающее оборудование. Это могут быть дробилки, пресс-формы и магнитные сепараторы для обработки бетона, металла и других материалов. Дальше начинается переработка. Так, из отходов бетона можно получить щебень или гравий, а из дерева – щепки или пеллеты для использования в энергетике. При возможности мы стимулируем повторное использование материалов. Например, можно использовать вторичный щебень в строительстве новых дорожных покрытий или прессованное древесное топливо — в котельной.

По каждому объекту мы отслеживаем процент переработки, оцениваем результаты и ищем возможности для дальнейшего улучшения. Цифры зависят от конкретного проекта и конкретной строительной площадки. Однако, как правило, вначале процент переработки может быть невысоким и составлять около 20–30 %. С постепенным внедрением вышеперечисленных мер, этот процент может значительно повыситься. Мы ставим себе цель — до 80 % в долгосрочной перспективе. Важно отметить, что конкретные цифры и возможности переработки будут зависеть от доступных технологий, региональных ограничений и инфраструктуры.

— Вы упомянули, что занимаетесь стимулированием повторного использования. Это практика, которую используют страны с высокоразвитой культурой переработки строительных отходов. Что в неё входит?

— Практики стимулирования повторного использования материалов — это, например, программы обмена материалами между разными компаниями или создание отдельного рынка вторичных строительных материалов. Они способствуют снижению потребности в новых материалах и сокращению объема отходов. Наиболее успешно в этом направлении сейчас в мире развиваются Германия, Швеция, Нидерланды, Япония и Швейцария. Эти страны имеют развитые системы раздельного сбора, переработки и повторного использования строительного мусора. Мы стремимся к их уровню.

— По данным правительства РФ, ежегодно в России выбрасывается более миллиона тонн автомобильных покрышек. Из них в переработку поступает менее 10 %. Ваше предприятие одно из немногих, которые занимаются переработкой этого токсичного материала. Как можно использовать вторсырье, получаемое из шин?

— Смотря какой метод переработки использовать. Например, если речь о самой простой, механической обработке, когда шины измельчаются до небольших частиц, на выходе получается резина-мульча. Такой материал используют в качестве наполнителя для спортивных площадок, дорожных покрытий или производства других резиновых изделий. Гранулы или крошка из переработанных шин можно применять в качестве аддитива для асфальтных смесей при строительстве и ремонте дорожного покрытия. Этот процесс называют резиновым асфальтированием. У такого асфальта лучше амортизационные свойства и устойчивость к трещинам.

Ещё один метод — термическая переработка, когда шины подвергаются высоким температурам в отсутствии кислорода. Этот процесс называется пиролизом или термической деструкцией и позволяет получить различные продукты, включая масла, газы и уголь.

Наиболее эффективным методом считается рециклинг: шины разделяют на резину, стальные или текстильные компоненты, а из них потом делают новые шины или другие изделия.

— Один из серьезных вызовов в эко-бизнесе — отсутствие понимания среди людей в целом и, как следствие, у предприятий необходимости заниматься переработкой отходов вместо складирования на свалке. Однако вам удаётся успешно развивать бизнес и при этом делать большой вклад в развитие общества. Я имею ввиду вашу экологическую просветительскую деятельность. Расскажите о ней.

— Повышать осведомленность общества — важная для меня миссия. Мы проводим обучающие мероприятия, разрабатываем информационные материалы и активно взаимодействуем с сообществом. Я понимаю, как важно проводить семинары уже в школах или вузах и рассказывать о проблемах, связанных с неконтролируемым накоплением отходов и преимуществах переработки.

В самом начале развития этого направления бизнеса мы часто сталкивались с тем, что люди и предприятия совершенно не осознают полную значимость и потенциал переработки, как в вопросах снижения негативного воздействия на окружающую среду, экономии ресурсов, так и в создании новых возможностей для использования отходов. Сейчас мы периодически организуем информационные кампании, семинары, вебинары с целью повышения осведомленности населения и предприятий о важности переработки отходов.

Распространение информации и повышение осведомленности о важности переработки отходов играют важную роль в достижении нашей цели — создании более экологически чистой и устойчивой среды для будущих поколений.

— Вы видите изменения в отношении общества к экологическим проектам?

— Интерес к экологии и переработке мусора значительно вырос в нашей стране. С точки зрения общества и бизнеса тема мусора очень перспективна, особенно когда речь идет о рекультивированных полигонах. Они могут быть использованы для создания горнолыжных склонов или генерации электроэнергии с помощью выделяющегося метана. Мы всегда стараемся применять передовые методы и международный опыт в области переработки отходов, чтобы добиться наилучших результатов.

— Вы уже вышли за пределы Москвы и Подмосковья — ваша компания организует переработку строительных отходов также в Санкт-Петербурге, Калининграде, Калуге и Обнинске. Какие цели для себя в развитии отрасли вы ставите?

— Во-первых, мы хотим расширить нашу деятельность и охватить больше территорий, где проводится переработка строительного мусора и автомобильных отходов. Мы стремимся применять передовые технологии и методы, чтобы увеличить эффективность переработки и минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

Во-вторых, планируем продолжать исследования и разработки новых способов переработки отходов. Это включает исследование более эффективных методов разделения и сортировки материалов, а также исследование возможности использования новых технологий, таких как более энергоэффективные процессы и инновационные материалы.

Кроме того, мы собираемся активно работать в области образования и информирования общества. Мы хотим продолжать проводить обучающие программы, семинары и мероприятия, чтобы повысить осведомленность людей о проблемах экологии, переработки отходов и устойчивого развития. Мы также планируем укрепить партнерство с другими организациями, правительственными структурами и активистами в этой сфере для обмена опытом и совместных проектов.

Наша глобальная цель — создание более чистой, зеленой и устойчивой среды для наших будущих поколений. Мы стремимся к тому, чтобы переработка отходов стала общепринятой практикой, а экологические проблемы получили должное внимание и решение со стороны общества и властей. Мы верим, что каждый может внести свой вклад в сохранение нашей планеты, и мы готовы продолжать работать в этом направлении.

Анна Попова