Дочь не приняла соседку
Здравствуй, Вика! Вместе с моей дочерью-шестиклассницей учится девочка из неблагополучной семьи, социально и педагогически запущенная. Она сильно отличается от других по физическому и интеллектуальному развитию.
Одноклассники ее не обижают, но и не общаются. Девочка не делает домашних заданий, не в состоянии выполнить классную, а тем более контрольную работу, на уроках в тетрадках рисует лошадей, мешает заниматься другим, на переменках носится как угорелая. Проблема в том, что классная посадила ее с моей дочерью, которая на это не соглашается. Когда учительница стала настаивать, в слезах выбежала из аудитории, позвонила мне и сказала, что если ей придется сидеть с этой Верой, то в школу она ходить не будет. Я долго разговаривала с ребенком, пыталась убедить, что нужно толерантно относиться к «другим» детям, но безрезультатно. Отказывается вплоть до истерик. Что делать? Нужно ли заставлять ребенка?
Елена
Дорогая Елена! Твоя информация о «плохой» однокласснице наверняка идет от дочери и ее подруг. Но соответствует ли она действительности? Будь эта девочка неспособной воспринимать информацию, каким бы образом она доучилась до шестого класса?
Не стоит забывать, что 12 - 13-лет - это уже не дети, а подростки, в мире которых подчас царят жестокие нравы. Вполне возможно, что эта девочка стала объектом своеобразной травли со стороны коллектива. И ее неадекватное поведение - лишь защитная реакция. Да, ее, как ты пишешь, не обижают. То есть не издеваются физически. Но разве не большую обиду испытывает человек, с которым никто не общается, которого брезгливо обходят стороной? Происходит же это, скорее всего, потому, что у Веры нет нарядных вещей, дорогих прибамбасов. Материальная обделенность девочки воспринимается «стаей» как неполноценность. Ну о чем можно с такой говорить?! Не о лошадях же.
Ты пишешь, что призывала дочь к толерантности. Латинское «tolerantia» означает терпение, то есть принятие проявлений человеческой индивидуальности. «Да, эта девочка «другая», - внушала ты, - но надо проявлять терпимость и к таким». Беря слово «другая» в кавычки, ты как бы подчеркиваешь: «Я не ставлю своего ребенка в один ряд с этой неполноценной». И ребенок, который, как губка, впитывает не столько слова, сколько подтексты, интонации, четко уловил: «Мама в душе солидарна со мной, а значит, найдет выход и спасет меня от унизительного соседства». На самом деле твоя дочь больше всего боится, что даже маломальское сближение с той девочкой может и ее превратить в «отверженную», отсюда столь яростный бунт. Что делать в этой ситуации? Мне кажется, стоит попытаться еще раз достучаться до сердца вашего ребенка. Объяснить, что нужно относиться к однокласснице не как к «другой», а как к равнодостойной личности. Ведь все блага, которыми пользуются ее «благополучные» друзья, это не их личные заслуги, а всего лишь родительские возможности. Скажи ей, что умный и достойный человек никогда не идет на поводу у толпы. Посоветуй присмотреться к соседке по парте. Может, именно она станет ей лучшей подругой на всю жизнь.
Если же увещевания ни к чему не приведут, действовать насильственными методами не стоит.