Сколько зарабатывает подмосковная «мусорная» мафия
По итогам недавней «Прямой линии» распоряжением Владимира Путина была закрыта одна из самых больших в стране мусорных свалок - балашихинский полигон «Кучино». Неожиданно для многих президент назвал острейшей проблему утилизации отходов.
- Что касается отходов - это правда проблема, - признал Владимир Путин. - Только половина из них утилизируется, а половина просто закапывается. Причем эта вторая половина, которая закапывается или выбрасывается куда-то, вот этот процесс является неконтролируемым и очень криминализированным.
Пожалуй, стоит пояснить, что Владимир Владимирович имел в виду.
Москва и область производят 11 миллионов тонн мусора в год. По крайней мере, за вывоз именно этого количества оба бюджета аккуратно платят операторам.
НЕМНОГО АРИФМЕТИКИ: В Москве сейчас три мусоросжигательных завода (МСЗ), которые обрабатывают около 600 тысяч тонн отходов. Около четырех миллионов тонн вывозится на мусорные полигоны. Больше те принять не в состоянии. Отнимаем из 11 пять и видим, что шесть миллионов тонн «оплаченного» мусора деваются неизвестно куда.
И самое удивительное, что, кроме Путина, это до сих пор никого не интересовало. Видимо, «фокус» полностью устраивает участников представления.
Город платит пяти так называемым операторам по 2860 рублей за тонну вывезенного мусора. Однако те вывозят лишь малую часть. Остальное на счету субподрядчиков, которым он платит по 1600 рублей за тонну.
То есть на каждой тонне мусора оператор только за то, что он оператор, зарабатывает больше тысячи рублей.
В год получается 11 миллиардов прибыли! Естественно, нет нужды говорить, что деньги эти уходят в оффшоры. Но проблема на этом не заканчивается.
Помните, про шесть миллионов тонн, которые вывозятся субподрядчиками неизвестно куда? Часть этого мусора сверхнормативом за полцены сваливается на легальные свалки. Часть по договоренности - на нелегальные, а кое-что просто в лес. Следовательно, субподрядчики тоже зарабатывают несколько миллиардов в год. Именно это Путин и назвал криминалом.
Гореть синим пламенем
Наши свалки - это обычные песчаные карьеры, которые начали заваливать мусором еще в 60-е годы прошлого века. Там не предусмотрено никаких средств фильтрации, поэтому они будут отравлять воздух, воду и почву на многие километры вокруг даже после закрытия. Единственная возможность нейтрализации - переработка.
КСТАТИ: В России везут на свалки 95 процентов мусора и только пять идет на переработку. В Евросоюзе, наоборот, перерабатывают почти 95 процентов отходов, а остальное сжигают или закапывают.
Но у нас проблему предлагают решать с помощью строительства новых МСЗ. Правительство собирается покупать их у Японии по 25 миллиардов рублей за каждый. Заявленная цена сильно завышена, поскольку в цивилизованных странах от МСЗ отказываются и их производитель фирма Hitachi будет рада сбыть неликвид за любые деньги. Но именно это обстоятельство и открывает широкие возможности для отката, поэтому мы заплатим не скупясь.
К сожалению, коррупция в данном случае не так опасна, как покупка. Заводы производят чрезвычайно сильный яд - «зольные остатки», которые необходимо хоронить в специальных могильниках. Их сооружение обойдется намного дороже полигонов, куда сваливают обычный мусор. Кроме того, при сжигании получается пыль, которую заводские фильтры не улавливают. В этой пыли содержится неразлагаемый диоксин - токсичное вещество, влияющее на генетику и вызывающее бесплодие.
Есть и другая проблема. Чиновники планируют заменить заводами официально действующие полигоны, куда легально сваливают пять миллионов тонн мусора. Из статистики каким-то чудесным образом опять выпали те шесть миллионов тонн мусора, которые сейчас исчезают неизвестно куда.
Но и это еще не все. По данным Росприроднадзора, остаточная мощность мусорных полигонов в Москве составляет три года. После этого свободного места для хранения на них отходов не останется и столицу с головой накроет огромной зловонной кучей. А у нас же еще предстоит реновация хрущевок, что удвоит количество хлама!
Об этом вообще никто не думает. Хотя, может, я не прав. Мусор можно будет складывать на тротуарах. Возможно, именно для этих целей их и сделали такими широкими.