Сиротская доля

Взять ребёнка из детдома по-прежнему дорого и очень проблематично

Взять ребенка из детдома по-прежнему дорого и очень проблематично

С принятием «закона Димы ЯКОВЛЕВА» бизнес под названием «международное усыновление» может сильно прогореть - им кормилась куча народу в России и за границей. Но наши чиновники и сегодня при устройстве ребенка в семью смогут хорошо нагреть руки.

О том, что в сфере усыновления всегда крутились большие деньги, знают все - именно это и останавливало многие российские семьи от решения взять ребенка. Иностранцы платили больше, поэтому чиновники охотнее отправляли детей за границу. В интервью «Экспресс газете» одна известная в шоу-бизнесе пара, пожелавшая удочерить двухлетнюю девочку из детдома, рассказала, что в органах опеки с них запросили 200 тыс. руб. только за то, чтобы малышку не отдали американцам. Пока молодые люди размышляли, заплатить ли чиновнице-коррупционерше, кроху увезли. По закону иностранные усыновители имеют право претендовать на ребенка, только если от них трижды отказались на родине. «Мы не отказывались от нашей малышки. Но ее все равно отдали, - переживают несостоявшиеся приемные родители. - Может, просто не повезло, но, скорее, это издержки системы - везение, если попадешь на порядочных людей, которые занимаются благим делом, а не стригут купоны даже на этом».

Теперь в США наших детей не отправляют, но с другими странами соглашение об усыновлении пока действуют. Иностранцу усыновление ребенка в России обходится в $30 - 50 тыс. Был случай, когда новозеландская семья уплатила более 90 тыс. евро за российского малыша. Каждый раз сумма зависит от аппетитов чиновников: те получают до десяти процентов.

Схема отправки ребенка из России давно отлажена: органы опеки передают в международные банки данных информацию о детях, оставшихся без попечения родителей. Находится потенциальный усыновитель, который соглашается на все условия. Чиновники на местах договариваются с судьей, который выносит решение о возможности усыновления, и ребенок уезжает за границу.

.

Ваня СКОРОБОГАТОВ и его сестрёнка Даша на руках у приемных родителей Майкла и Наннет КРЕЙВЕР. В августе 2009 года мальчик умер от травмы головного мозга. На его теле врачи обнаружили более 80 ушибов. КРЕЙВЕРОВ осудили на 16 месяцев, которые они отсидели, пока длилось следствие

Связаться с российскими детдомами забугорным усыновителям помогают международные агентства-посредники. Они же содействуют и в оформлении документов. В 2009 году после убийства Вани Скоробогатова приемными родителями в США выяснилось, что они состояли на учете у психиатра, а их возраст в документах занижен, то есть бумаги были просто подделаны.

Собственно эти посреднические агентства и должны следить за судьбой переданного в иностранную семью малыша: навещать на новом месте, составлять отчет и отправлять его в Россию. Отчет стоит $1,5 - 2 тыс., оплачивают его усыновители, а на таких условиях проверяющие на многое готовы закрыть глаза. Регулярно избивающие Ваню Скоробогатова мама и папа целый год не показывали мальчишку врачу - в отчетах об этом ни слова.

Посредники оказываются абсолютно «невинны», когда дети в чужой стране просто исчезают. Или молчат об этом. До сих пор неизвестна судьба 1260 ребят, вывезенных в Италию и другие страны. Громкая история 90-х годов: бывшая гражданка России Щелгачева-Фратти набирала их в детских домах Волгоградской, Пермской областей и Республики Коми. С тех пор удалось найти лишь пятерых. «Продают на органы», - звучит дико, но в Италии незаконная трансплантация развита как нигде. Есть данные, что часть детей пропала в заведениях для богатых педофилов в Сан-Ремо. Дело Щелгачевой-Фратти дошло до суда, но ее оправдали - за отсутствием состава преступления.

Родная бюрократия

Запретив американцам усыновлять российских детей, нас призывают самим брать ребятишек в семью. О,к, хорошее дело. Но для этого понадобятся терпение, силы и, конечно, средства. Со дня подачи заявления об усыновлении и до встречи ребенка с семьей ждать придется как минимум год. На каждом из этапов могут возникать трудности, которые реально решить лишь за деньги. Только на «подарки» чиновникам придется потратить от $1 до 10 тыс. - вряд ли вы пойдете в полицию с заявлением о вымогательстве: в таком случае ребенка вам точно не «выдадут». Самый большой спрос - на малышей до полутора лет. Платная очередь начинается в роддоме, где «покупателю» покажут «свободного» отказника. Если устроит, ребенка разрешат «забронировать» и отправят в детдом - усыновлять можно только оттуда. Цена вопроса доходит до $5 тыс. - разумеется, неофициально. Если дороговато, можно поискать счастье в регионах. Впрочем, «сиротские» дома неохотно расстаются со своими подопечными: чем меньше детей «на балансе», тем меньше дотаций и помощи спонсоров.



автор