За что первого русского олигарха пороли кнутом

Меншиков во время Великого посольства в Голландии (художник Ван Мюссер, 1698 г.)

Если бы в XVIII веке уже появилось «одно сплошное телевидение» с бесконечными скандалами-интригами-расследованиями, звездой экрана наверняка стал бы «птенец гнезда Петрова» Александр Меншиков. Государственный муж, отважный полководец и тут же мастер подковерных игр, казнокрад. Его обвиняли в чудовищных растратах, но сегодня вспоминают чуть ли не с нежностью, ставя в пример современным коррупционерам. 16 ноября 1673 г. он родился - 350 лет назад.

Петр Великий был непримирим к мздоимцам. Однажды в гневе приказал казнить всякого, кто украдет больше, чем стоит веревка, на которой его можно повесить. Один из его сподвижников, граф Павел Ягужинский, тогда взмолился:

- Всемилостивейший Государь! Неужели ты хочешь остаться императором один, без служителей и подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более и приметнее, нежели другой.

Петр не унимался: создал надзорную службу - «тайный надсмотр над всеми делами», которая следила за нечистыми на руку чиновниками. На волне борьбы с коррупцией кучу тогдашних шишек призвали к ответу. Генерал-губернатора Сибири князя Матвея Гагарина даже на виселице вздернули за воровство и взятки.

Князь Александр Меншиков не раз становился фигурантом судебных дел. Ему вменяли незаконный захват земель, закрепощение казаков и слишком вольное обращение с государственными деньгами. Порой он отделывался штрафами, а чаще - поркой кнутом. Причем пройтись по филейным частям казнокрада не чурался сам Петр. Унизительно, но не смертельно, хотя размаху, с которым Данилыч присваивал себе государственное, позавидовали бы нынешние высокопоставленные хапуги - по ком плачет не только кнут. Вот далеко не полный перечень активов первого русского олигарха.

За четверть века ушлый хапуга сколотил состояние в 13 млн руб. Весь бюджет империи составлял тогда 6,5 млн.

Жена светлейшего князя Дарья Михайловна (портрет 1724 - 1725 гг.) 

Милый друг

Почему Петр так много позволял Александру Меншикову? Да потому что никого ближе у государя просто не было. А военные и предпринимательские таланты сполна окупали аферы этого деятеля.

- Где дело идет о жизни или чести человека, то правосудие требует взвесить на весах беспристрастия как преступления его, так и заслуги, оказанные им Отечеству и Государю, - считал император. - А он мне и впредь нужен.

Говорят, старая дружба не ржавеет - с Алексашкой государь был знаком с 15 лет. Стараниями Лефорта тот попал в денщики к юному царю и стал верным товарищем и помощником во всех его начинаниях. Служил в Потешном полку, сопровождал императора в Азовских походах, путешествовал по Западной Европе, помогал создавать военно-морской флот. Сам участвовал в сражениях, громил поляков и шведов, отличился в Полтавской битве. В должности первого генерал-губернатора Петербурга руководил строительством не только Северной столицы, но и Кронштадта, Шлиссельбурга, Петергофа, корабельных верфей и пушечных заводов.

Меншиков был поверенным государя в амурных делах - свел того со своей любовницей Мартой Скавронской, вскоре она стала женой императора Екатериной I. Поговаривали и стремное: дескать, мужики, случалось, и вдвоем надолго запирались в спальне. Но свечку летописцы не держали, так что сии бредни - на совести сплетников. Впрочем, Александр Данилович для Петра всю жизнь оставался «мин херц» - «мое сердце», так он с нежностью обращался к тому в письмах. А еще «либстеркамарата» и «бест фринта» - «любимый товарищ» и «лучший друг». По авторитету и силе влияния Меншиков был вторым после царя лицом в государстве - «полудержавным властелином», по определению Пушкина.

Но после смерти Петра Великого все рухнуло. План Меншикова выдать собственную дочь за 11-летнего внука покойного императора с треском провалился. Он был отстранен от дел, а осенью 1728-го указом недоростка Петра II без суда отправлен в сибирский городок Березов. По дороге в ссылку умерла супруга Александра Даниловича - Дарья Михайловна. Добравшись до места, Меншиков поселился с двумя дочерями и сыном в простом деревянном доме, который сам же поставил. Рядом срубил церковь. Через год, в ноябре 1729-го, 56-летнего Данилыча похоронят у ее алтаря. Старшая дочь Мария - несостоявшаяся невеста юного государя - заразится оспой и через месяц уйдет вслед за отцом. Могилы не сохранятся: разлившаяся спустя годы река их смыла.


Кстати