Владимир Казаков: Россия возвращается на своё главенствующее место в русской литературе

Постоянный автор «Экспресс газеты» стал куратором новой книжной серии «Для тех, кто умеет читать»

Постоянный автор «Экспресс газеты» стал куратором новой книжной серии «Для тех, кто умеет читать»

Недавно в издательстве «ЦЕНТРПОЛИГРАФ» вышла новая повесть «Роман Флобера» нашего всеми любимого автора, писателя Владимира КАЗАКОВА. Он же является составителем, идеологом и куратором новой книжной серии «Для тех, кто умеет читать».

- Я очень рад, что мне удалось не только выпустить свою новую книжку, но и возглавить серию, к чему очень давно стремился, - говорит Владимир, - . Теперь я могу отбирать авторов и их произведения на  свой «вкус и цвет», а издательство мне полностью доверяет и печатает их. Что касается моего «Романа Флобера», это грустная, но смешная история попытки взросления уже немолодого человека. Жизнь на фоне попытки героя оправдать свое никчемное, как ему кажется, бытие, путем нелепой попытки перевоспитать малолетнюю проститутку. Короче говоря, повесть опять про любовь.

А вообще, на самом деле, я ставлю перед собой глобальную задачу в литературе. У человека должно быть величие замысла, гранд-задача, чем она грандиозней, тем лучше. Тогда мобилизуешься, и все получается. Мне хочется за счет этой серии просто напросто поменять современную книжную элиту. Вот такие скромные желания.

Меня искренне возмущает положение дел в современной русской литературе. Смотрите, заходим в книжный магазин в Москве. Литературы масса, книжек – до потолка, ходишь боком, чтобы не свернуть какой стеллаж или пирамиду томов. Хорошо? Замечательно. Но что это за книжки? Девяносто процентов – это инструкция по посадке топинамбура на подоконнике, Уголовный кодекс РФ в переложении для умственно отсталых чиновников, псевдо история и псевдо мемуаристика, вроде – «Мой сосед по даче в Кратово Мартин Борман» или «В войсках Александра Македонского сражался отряд песьеголовцев-инопланетян». Все.

А вот оставшиеся десять процентов занимает собственно художественная литература. Именно она, уже не первый век является самым известным брендом России. Ее сущностью. Ее смыслом. И что там? Да ничего, в сущности интересного. Все, без преувеличения, все, забито примерно двадцатью средненькими авторами с непомерными амбициями.

Владимир КАЗАКОВ

Владимир КАЗАКОВ

Итак, что же там на полках? Это непрошибаемые силикатные кирпичи томов Улицкой. Которая, попросту не умеет, как мне кажется, не то что писать, но  и читать книги. Даже свои собственные. Иначе бы они не были настолько морально безграмотными. Это просто косноязычное тиражирование убогих мыслей, по-другому сформулировать нельзя. И при этом ее тексты участвуют во всеросиийской акции общего диктанта. Это вообще немыслимо, это прививает школьнику, мысль о том, что знаменитая русская литература – именно вот это и есть! Классическая подмена понятий. Попробуйте открыть ее «Казус Кукоцкого». Подойдите непредвзято к тексту. Забудьте о многочисленных премиях и званиях. Это же околесица в чистом виде.

Это бесподобная графомания вездесущего Быкова. Он везде. В телевизоре, радио, на концерте, преподает в школе, в университете. И целая толпа книг, написанная сереньким языком, среднего советского писателя третьего ряда. Кстати, в отличие от большинства современных властителей дум, Быков умен, поэтому он сообразил, что книжки его нормальные люди читать не будут, поэтому перешел на частушки. И сочинение предисловий к классикам. Откройте любое современное издание Горького, Пастернака или Платонова и увидите там предисловие Быкова.

Или Захар Прилепин. «Глашатай новой литературы», «мастер слова». Этакий интеллектуальный фараон, своей авторитетом и писательской дланью окормляющий сонмы страждущих. Что он написал? Убогую повесть «Санкья»? Которую, катастрофически не интересно читать. Страниц через пятнадцать, становится совершенно не интересно, что будет дальше. Автор пыжится паренька в повести ярким, мощным, это подразумевает жанр книги, а он серенький и никакой. Литература, даже самая посредственная, всегда отображает сущность самого автора. Так и здесь.

И потом, мы забываем, что книгу, должно быть интересно читать! Если хотите, с фонариком под одеялом! То есть, практически ничем не засветившись в литературе, Прилепин считается известнейшим русским писателем!

Список этой условной «двадцатки» можно продолжить. Люди во время смутного времени, в 90-е мародерски захватили поле боя, оставшиеся от разрушенной великой советской литературы, очень комфортно там устроились и никого больше не пускают на эту поляну. Посмотрите на несчастный русский язык в их мириадах томов. Несколько цитат разных авторов этой волны: «Он приближался ко мне танцующим движением», Он курил исподлобья»… Это как?! Они же все учились в советской школе, а там тогда, к счастью, не проходили Улицкую, от которой можно нахвататься и не такого, как же можно писать этакую чушь?!

Это и Акунин. Да, его книги читают, но говорить о нем как великом писателе смешно и грустно. В похожем поп-историческом жанре работал советский писатель Валентин Пикуль. Но почитайте Пикуля, какой там язык и сравните с бурчанием Акунина.

Я особо хочу отметить, что совсем не против этих граждан, по недоразумению считающихся классиками, я против того, чтобы в магазинах были только они. Чтобы только они и представляли русскую литературу. Каждый писатель имеет свободное право писать любую муть и ерунду,  даже такую, которую извергают из себя нынешние новоявленные классики. Полное категорическое право. А вот считать эту белиберду за откровение, за величайшие произведения искусства, а их авторов – гениальными литераторами, а это уж, извините, ни в какие ворота! Я разговаривал с серьезными западными журналистами, пишущими о русской литературе. И продолжающие ее любить. Которые искренне спрашивали, куда делись русские писатели, почему перестали писать, ведь кроме Улицкой и Радзинского у вас в России никого и нет. Это не преувеличение. Так составлен образ русской литературы на Западе.

Владимир КАЗАКОВ

Владимир КАЗАКОВ

За этой плеядой писателей –  ничего нет. Пустота. Вакуум. При этом, они активно болтают везде и всюду, считая себя вправе доносить человечеству свое видение мира. То есть, они – говорящий вакуум! Вроде как, считая себя общественными деятелями. Общественным деятелем был Лев Толстой. К любой его фразе прислушивалась Россия. Потому что за ним была «Война и мир», «Воскресенье» и «Анна Каренина». А когда за тобой «Казус Кукоцкого» или приключения Фандорина лучше помалкивать в тряпочку. Надо не побоятся и сказать себе и миру андерсеновскую фразу- король то голый! Короли и королевы современной литературы – голые. Этакая провинциальная общественная баня, помывочная! Представьте себе Быкова, Улицкую, Толстую в бане с шайками. Это, конечно, метафора, но именно такой облик у нашей литературы сейчас.

Для читателя литература разделена на ниши. И та же Улицкая, при всей ее нечитабельности, занимает определенную нишу, направление. Это скорее востребованность людьми определенных историй, определенного склада ситуаций. Вот я и хочу доказать и показать, что время Улицкой, Татьяны Толстой, мутного Шишкина, бунтующего из Швейцарии против «антинародного режима»и всей этой компании, прошло. Пора заменить этих деятелей на действительно хороших писателей. Есть отличные писатели пишущие в тех же нишах, но много лучше. Есть писатели вообще непохожие ни на кого.

Россия возвращается на свое главенствующее место в русской литературе. В серии «Для тех, кто умеет читать» не важен жанр, важно, что это настоящая литература совершенно разных направлений.

У нас вышла удивительный роман Дмитрия Полякова-Катина «Дети полнолуния» о Чингис-хане, современности, о власти и жизни. Вышла трогательная повесть Марии Ряховской «Записки одной курехи». Готовится к изданию прекрасный роман питерского режиссера старшего поколения Вадима Михайлова « Послевкусия страстей и подробности мнимой жизни».