На чём быстрее и дешевле путешествовать по Европе

Поезда вскоре могут перегнать самолеты

Поезда вскоре могут перегнать самолеты

Железнодорожные и авиаперевозки постоянно конкурируют друг с другом. Кто быстрее, комфортнее и дешевле доставит пассажира в пункт назначения. В последние годы выигрывали самолеты - летать однозначно быстрее и часто дешевле. Но, похоже, железные дорогие в ближайшее время возьмут реванш.

Конечно, скорость у самолетов выше, по крайней мере пока. Но добавьте время на регистрацию, досмотр, паспортный контроль, получение багажа и на то, чтобы добраться до аэропорта. Все равно получится, что в дороге вы полдня - это при коротких рейсах. А вокзалы расположены в черте города, часто в центре. И приезжать к поезду можно за пять минут, а не за два часа, как к самолету. До сих пор у поездов был один большой минус, особенно ощутимый в нашей большой стране, - скорость. Но теперь они способны разгоняться до 400 км/ч, и это делает путешествие куда короче.

Станислав САДАЛЬСКИЙ, как любой занятой человек, сразу оценил возможности российского скоростного поезда «Сапсан»

Станислав САДАЛЬСКИЙ, как любой занятой человек, сразу оценил возможности российского скоростного поезда «Сапсан»

Быстрее, дальше, дешевле

В Европе скоростными магистралями уже опутаны все доступные и даже не очень места. Если из одного города до другого приходится добираться с пересадкой, стыковки продуманы не только по времени, но и в смысле удобства - чтобы нужно было лишь перейти с одного края платформы на другой. Разработаны различные тарифы, существуют скидки, специальные проездные, и все это дает возможность путешествовать между городами и странами комфортно и недорого. Причем узнать цены, расписание, а также купить билет можно через Интернет, что очень удобно при планировании поездки. Что нужно знать, чтобы бюджетно путешествовать на поездах:

* в Европе на железных дорогах действует та же гибкая система цен, что с авиабилетами - чем раньше вы покупаете, тем дешевле. С той лишь разницей, что сильно заранее билеты на поезд не продаются, обычно только за два-три месяца вперед;

* существенная разница в цене также при покупке в кассе вокзала (это дороже) и через Интернет. Но тут есть одна загвоздка: электронные билеты на поезда мало распространены. Поэтому при покупке через сайт вам предлагают забрать билет в автомате на вокзале или прислать билет обычной почтой. И иногда почта - это единственный вариант. Зная работу нашей «Почты России», немногие решаются на такую покупку, даже если заказывают сильно заранее. Какой тут выход? Если у вас есть знакомые в Европе, можно попросить прислать на их адрес. Или все же искать такие варианты, когда можно выкупить билет на вокзале;

Самый быстрый поезд разработан и ездит в Китае, но сделан на основе немецких и японских прототипов. Фото Ивана МАКЕЕВА/«Комсомольская правда»

Самый быстрый поезд разработан и ездит в Китае, но сделан на основе немецких и японских прототипов. Фото Ивана МАКЕЕВА/«Комсомольская правда»

* есть отдельные тарифы для молодежи (до 26 лет), детей, пенсионеров;

* как правило, поезда в Европе сидячие - все-таки расстояния небольшие, но есть и ночные поезда с лежачими местами. И это - возможность сэкономить на ночевке в отеле, заодно перебравшись из одного города в другой.

В каждой стране или регионе страны существуют местные проездные на поезда. Условия покупки и пользования в каждом конкретном случае свои. Скажем, в Бельгии можно купить билет на десять поездок - пользоваться им могут хоть один человек, хоть несколько. Просто нужно каждую поездку вписывать в отдельную строчку. А в немецкой земле Бавария продают железнодорожный билет на день - на одного или пять человек. Причем в билет вписан только один человек, остальные четыре могут меняться: хозяину достаточно сказать, мол, эти граждане со мной. Но в связи с тем, что в Европе практически не существует границ, был придуман универсальный проездной InterRail Pass. В чем его особенности:

* InterRail One Country Pass действует в пределах одной страны, InterRail Global Pass - на территории 30 стран;

Российские поезда тоже способны удивлять

Российские поезда тоже способны удивлять

* помимо проезда, дает скидки на паромы и вход в некоторые музеи;

* цена проездного зависит от возрастной категории пассажира и срока действия. Есть билеты на пять дней поездок в течение десяти дней, десять дней поездок в течение 22 дней, на 15, 22 дня и на месяц. За один день можно переезжать сколько угодно раз;

* если вы сели на ночной поезд после 19.00, а прибыли в пункт назначения после четырех утра, то днем путешествия засчитывается только день прибытия, а не два дня;

* в некоторых случаях нужно заранее бронировать места в поезде и доплачивать за них. Зато вы гарантированно уедете. Впрочем, всегда найдется альтернативный маршрут без доплаты. Вся информация доступна в Интернете или в буклете, который вы получаете при покупке проездного;

* купить билет можно через Интернет или на центральных вокзалах крупных городов.

К InterRail Pass прилагаются схема дорог и буклет с пояснениями

К InterRail Pass прилагаются схема дорог и буклет с пояснениями

Догоним и перегоним

У нас быстро доехать на поезде можно пока только из Москвы до Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, но, судя по заявлениям руководства РЖД, сеть скоростных дорог в ближайшее время будет усиленно развиваться. Магистрали обещают протянуть от Москвы в разных направлениях в ближайшие пять лет (см. инфографику). Цена билета будет зависеть от комфортности вагона и рассчитываться пропорционально расстоянию: от одного до десяти рублей за километр. Получается, что до Екатеринбурга, например, можно будет доехать из Москвы за шесть часов (сейчас от 26 ч), заплатив за билет от 1,8 тыс. руб. А до Самары - за 3,5 ч и 1 тыс. руб.

Так, возможно, будут выглядеть изнутри вагоны двухэтажной электрички на магнитной подушке, проект которой разрабатывают в Австралии

Так, возможно, будут выглядеть изнутри вагоны двухэтажной электрички на магнитной подушке, проект которой разрабатывают в Австралии

Первый этаж не предлагать

Уже этим летом РЖД собирается пустить на маршруте Москва - Адлер двухэтажные вагоны. За счет большей вместимости обещают снижение цены на билет. К тому же эти поезда развивают скорость до 160 км/ч, а значит, пассажиры доберутся до моря в два раза быстрее. Также планируется к 2015 году сделать двухэтажными все аэроэкспрессы Москвы.

В США первый скоростной локомотив (160 км/ч) создали конструкторы «General Motors»

В США первый скоростной локомотив (160 км/ч) создали конструкторы «General Motors»

Только цифра

Самый быстрый рейсовый поезд ездит в Китае, его скорость  486,1 км/ч.

Сайты национальных железных дорог

Франция: tgv.com

Италия: trenitalia.com

Испания: renfe.com

Германия: bahn.com

Великобритания: nationalrail.co.uk



автор