Блокадные мифы: зачем Сталину взрывать Ленинград, а диабетику Жданову есть сладкое

Знакомая рассказывала: когда ее старшенький учился в третьем классе, школьникам показали документальный фильм о блокаде Ленинграда. Там были кадры эвакуации детей по Дороге жизни, где грузовик уходил под лед. Так одна мамашка закатила скандал и дошла до РОНО: мол, вы моему сыночку подобными картинами психику ломаете!

Когда слышишь такое, начинаешь понимать, откуда берутся Коли из Уренгоя, жалеющие фашистов, и бегуны через Верхний Ларс. Сначала их берегут от страшных картинок, а потом они вырастают и вычитывают в Интернете чушь вроде того, что надо было немцам сдаться - пили бы сейчас баварское. Критического мышления-то нет, мамочка все решает.

Удивительно другое: ведь это дети родителей, выросших в СССР и заставших очевидцев тех жутких времен. Но надо же, как хорошо дядюшка Сорос промыл в 1990-е мозги, что иные мифы осели даже в головах старшего поколения. 80 лет прошло со дня полного снятия блокады 27 января 1944 года, и чем дальше, тем проще выдумывать небылицы.

Основная, конечно, про то, что сдали бы город - спасли бы людей. В воображении либерастической шушеры, видимо, рисуется картинка, подобная парижской. Господа немецкие офицеры под ручку с разряженными француженками, полные кафе, кинотеатры. И работающие на Третий рейх предприятия.

 

Возможно такое в СССР? Нет, конечно! Да и не в том дело, что не стали бы советские люди сотрудничать с оккупантами. А вот в чем:

- Ядовитое гнездо Петербург, из которого так долго бьет ключом яд в Балтийское море, должен исчезнуть с лица земли, - заявляет Гитлер немецкому послу в Париже Отто Аветцу 16 сентября 1941 года - через неделю после начала блокады. - Город уже блокирован, остается только обстреливать его артиллерией и бомбить, пока водопровод, центры энергии и все, что необходимо для жизнедеятельности населения, не будет уничтожено. Азиаты и большевики должны быть изгнаны из Европы.

Кормить 2,5 млн человек (которых, как известно, фашисты за людей не считали) и уж тем более баварское наливать никто не собирался. Уморить народ, вывезти культурные ценности, сровнять с землей город, не нужный на будущей границе Великой Германии и Великой Финляндии, которая пройдет по Неве, - таков был заранее разработанный план.

Самолеты с персиками

Впрочем, байка о пирах партийного руководства, обжиравшегося деликатесами, пожалуй, поспорит по популярности с предыдущей.

- Мы, конечно, знаем, что Жданов, который возглавлял Ленинград, был жуткая сволочь, что ему персики возили свежие на самолетах, - вещала Юлия Латынина** в радиоэфире. Безапелляционно, как принято у русофобской братии - «мы, конечно, знаем».

Иногда, правда, предъявляют архивную фотографию. Декабрь 1941-го, четвертый месяц осады, а на ленинградской кондитерской фабрике ромовые бабы пекут.

Только что из этого следует? Что производство даже во время блокады работало? Что неизвестно, кому предназначались эти кексы, - может, на фронт? Что существовали нормы распределения сахара и кондитерских изделий?

«Бункер
Чтобы осмотреть экспозицию «Бункер Жданова» в Смольном, надо записываться на экскурсию чуть ли не за месяц. Или платить турфирме 1,5 - 2 тыс. руб. вместо 350 руб. за официальный билет 

Нет, по мнению злопыхателей, эта фотография однозначно доказывает, что Жданов со товарищи питался пирожными. Вон, мол, и лицо у него круглое. Да только у Андрея Александровича был диабет - куда ему сладкое! И одутловатость - следствие этого недуга.

Воспоминания рядовых работников Смольного о том, что Жданов в излишествах замечен не был, их не убеждают. Ну вот тогда свидетельство журналиста «Нью-Йорк Таймс» Гаррисона Солсбери, приехавшего в Ленинград через месяц после прорыва блокады, опросившего массу свидетелей и выпустившего в 1969 году книгу «900 дней. Блокада Ленинграда». Американец не скрывал антисоветской позиции, и его точно не заподозришь в симпатиях к коммунистам. Тем не менее он пишет:

- И гражданские, и военные работали по 18, 20 и 22 часа в сутки, спать большинству из них удавалось урывками. Питались они несколько лучше остального населения. Жданов и его сподвижники, как и фронтовые командиры, получали военный паек: 400, не более, граммов хлеба, миску мясного или рыбного супа и по возможности немного каши. К чаю давали один-два куска сахара. ...Никто из высших военных или партийных руководителей не стал жертвой дистрофии. Но их физические силы были истощены. Нервы расшатаны, большинство из них страдали хроническими заболеваниями сердца или сосудистой системы. У Жданова вскоре, как и у других, проявились признаки усталости, изнеможения, нервного истощения.

 

Дутая сенсация

Прилетает и Сталину. Дескать, не любил Ленинград, не хотел спасать его. Запретил эвакуировать женщин. Приказал заминировать дворцы, заводы, музеи, парки, собирался взорвать город со всеми оставшимися жителями, дабы не достался врагу.

Действительно, до блокады многие жительницы отказывались уезжать - их мужья воевали на Ленинградском фронте. И детей при себе держали, особенно после того как 18 июля 1941 года на станции Лычково фашисты разбомбили поезд с малышами, которых везли в безопасное место. Погибли около 2 тыс. детей. И люди решили, что в городе надежнее. А после начала блокады пришлось ждать, когда наладят хоть какие-то пути отхода. И к апрелю 1942 года из города было эвакуировано под миллион человек.

Ну а план минирования Ленинграда действительно существовал - в теории. Только взрывчатки в начале войны на фронте-то не хватало. Поэтому обсуждались варианты повреждения промышленного оборудования механическим путем, а о минировании зданий объявили по радио, дабы дезинформировать врага.

Байка о желании Сталина взорвать Ленинград в конце 1990-х подавалась среди потока чернухи как очередная сенсация. Историки с фактами в руках опровергали этот бред. Но их голос разума услышали единицы, а вранье растащили миллионы.

 

Крысы не прошли

Голод превратил ленинградцев в зверей, жрущих друг друга и выживающих по закону стаи, - вбивают в юные умы, сформировавшиеся на фильмах-катастрофах. И ни слова о том, как истощенные жители берегли научные и исторические ценности, спасали зверей в зоопарке.

В единичных случаях люди от голода и потери близких сходили с ума и опускались до каннибализма. Так и в мирное время маньяков полно.

Кстати, история о том, что в городе сожрали всех кошек, поэтому после снятия блокады пришлось эшелонами их завозить из других регионов, дабы справиться с крысами, - не более чем занятная легенда. Крысиное нашествие остановили научным путем: отловили несколько грызунов, заразили их тифом, не опасным для людей, и отпустили к сородичам.

Сахар исключить

На начало блокады запасов сахара в городе оставалось на 60 суток. Пришлось снижать нормы и исключать продукт из производства некоторых изделий вроде мороженого или фруктовых вод. Так запас растянули на 110 суток.

Месячные нормы распределения сахара и кондитерских изделий до декабря 1941-го (г):

  • Рабочим и ИТР - 1500
  • Служащим - 1000
  • Иждивенцам - 800
  • Детям до 12 лет - 1200
Розовым обозначены территории, контролируемые Красной армией. На северо-западе - финны, на юге - немцы. По бокам - вода. Ладожское озеро - не спокойная заводь, а продуваемый ветрами водоем, еще и простреливаемый фрицами. Но, представляете, находятся нынче дебилы, смеющие утверждать, что блокада была не совсем блокада - Дорога жизни же работала 

Цитаты

Дмитрий Стешин, спецкор «Комсомольской правды»:

Блокада - подвиг, к которому не должна липнуть никакая грязь. И все равно ее пытаются пересмотреть в самых циничных формах. Можно вспомнить «комедию» о блокаде режиссера Алексея Красовского «Праздник». До этого были «дневники Рибковского» - мелкого партработника, который подробно описывал партийные пиры в умирающем от голода городе. Я искал оригинал - не нашел. Нашел лишь сайт, имеющий отношение к «Мемориалу», через который эти «дневники» вбросили. Сайт давно закрыт, не оплачен домен, а информация ушла «в народ».

Дмитрий Пучков (Гоблин), публицист:

Элемент психологической войны - мы как нация не должны существовать, у нас не должно быть подвигов и героев. Останется только: «Заградотряды гнали на пулеметы, а в это время коммунисты, руководившие городом, жрали в три горла». Про то, что в зоопарке не съели бегемота, они молчат. И что коллекцию семян Вавилова сберегли. Нет, они любят рассуждать о людоедстве. Но тут другой вопрос возникает - если все были людоедами, почему миллион горожан умерли? Может, потому что они людьми остались и предпочли смерть людоедству?

 

По тонкому льду

Еще одна претензия подонков: плохо работала Дорога жизни. Это ж так просто - пустил машины по льду, эвакуировал людей, завез продукты, медикаменты, топливо, боеприпасы. Ну да, в кино так и бывает: вопреки законам физики лед не трескается, грузовики ловко лавируют между снарядами - ни мороз не помеха, ни снежные заносы.

Только вот реальность жестока, и чтобы наладить трассу, ученым, инженерам, военным, водителям, водолазам пришлось несколько месяцев трудиться ночами, на морозе, в полной темноте. Дорога жизни - уникальный проект, не имеющих аналогов в мире. Ведь никому больше не довелось решать подобные проблемы.

  • Ладожский лед неравномерен, ломается и намерзает снова, ветер надувает торосы. На всем пути грузоподъемность льда должна быть примерно одинаковой. За его толщиной следила специальная служба. Тонкие участки намораживали вручную.
  • Путь прокладывали военные строители - ночами выходили на свежий лед и разрабатывали маршрут, обходя опасные участки.
  • 22 тыс. человек обеспечивали работу трассы. В дни сильных снегопадов чистить ее выходили все: от регулировщиков до начальников.
  • Бензопровод для снабжения Ленинграда топливом, чудо техники по тем временам, прокладывали по дну, в ледяной воде женщины-водолазы. Подводный электрический кабель, гнавший ток в темный город, сейчас используется на Невском проспекте.
  • В первый сезон работы ледовой дороги из города вывезли 550 тыс. человек и 3,7 тыс. вагонов с ценнейшими предметами искусства и промышленным оборудованием. В Ленинград доставили более 360 тыс. т необходимых грузов.
 
  • Голодающие ленинградские ученые придумали прибор - прогибограф. С его помощью вычисляли запрещенную нагрузку на лед и ограничивали скорость автомобилей, чем уберегли их от провалов под лед.
  • На пронизывающем ветру постоянно работали 350 регулировщиков. Выставляли обозначающие путь вешки, фонари, следили, чтобы автомобили держали дистанцию, отмечали изменения ледового покрова. Если начинала просматриваться колея, следовало сдвинуть маршрут.
  • Лишь в четырех точках 30-километровой трассы были устроены пункты обогрева, где дежурили медики, спасавшие обмороженных, раненых, выловленных из полыньи.
  • Советские зенитчики работали с берегов или островов - тяжелые орудия на льду не установишь. Но к январю 1942-го придумали, как это сделать: нарастили ледяные «помосты» по полметра высотой. Это позволило прикрывать караваны: немецкие бомбардировщики не решались снижаться и не могли бомбить прицельно.

*Признана в РФ иноагентом.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов