Банан раздора. Как ЦРУ о дешевизне фруктов для американцев позаботилось

На демарш Эквадора, согласившегося передать США российскую военную технику (всем же понятно, где она потом окажется?), Россия вдарила по нему рублем, частично приостановив поставки бананов. Видали, каков фрукт - важный участник политических разборок! Впрочем, банановый бизнес изначально построен на крови.

Когда-то бананы ели, как картошку, которую тогда не знали: твердые, крахмалистые, нажористые, и их не надо было готовить. Но в 1836 году ямайский плантатор Жан Франсуа Пужо обнаружил среди привычных растений одно с необычными плодами. Благодаря естественной мутации они получились сладкими и уже готовыми к употреблению.

В 1870-м американский капитан Доу Бейкер, скучавший в ямайском порту, пока ремонтировалось его судно, наткнулся на невиданные плоды. Решил рискнуть и закупил с полсотни гроздьев, по десять центов за каждую. На родине удалось сбыть по два доллара.

Бананы пришлись по вкусу американцам, но позволить их себе могли лишь состоятельные господа. Надо было расширять поставки. Бейкер обзавелся партнерами, одним из которых стал Майнор Кит, женатый на дочери бывшего президента Коста-Рики и за счет этого получивший на халяву кучу земли.

Так появилась United Fruit Company, наладившая бесперебойные поставки бананов в США. Цены упали, зато спрос рос не по дням, а по часам. За 20 лет компания выросла в банановую империю с гигантскими плантациями, крупнейшим в мире торговым флотом и гигантской прибылью, полученной на страданиях людей, а также вырубке лесных массивов и использовании канцерогенных токсичных пестицидов, запрещенных в США, Канаде и Европе. Не свое ж, не жалко.

В Коста-Рике, где бананами засадили даже участки вдоль железнодорожных путей, Майнор Кит благодаря блату не платил налогов. Этот опыт компания перенесла и на другие страны. Для удобства приводила к власти сговорчивых президентов, не гнушаясь никакими методами.

 

Американцы хотели есть бананы - много и дешево, поэтому работникам на плантациях платили копейки за убийственный труд, а те и пикнуть не смели. Особенно после того как в 1928 году забастовку колумбийских сборщиков подавила местная же армия, убившая почти 2 тыс. человек. Те просили-то один выходной в неделю и восьмичасовой рабочий день.

Выступить против монстра попытался в 1953-м президент Гватемалы Хакобо Арбенс. Он повысил зарплату сборщикам урожая и забрал часть земель, чтобы раздать крестьянам. United Fruit запросила компенсацию в 25 раз больше реальной стоимости. Арбенс указал им на дверь. Те было вышли, но вернулись - с американскими военными. И надо же как совпало: ЦРУ, разработавшим операцию, руководил тогда Аллен Даллес, когда-то служивший юристом в United Fruit. Как и его брат Джон Даллес, на тот момент уже госсекретарь США. Военное вторжение с бомбежкой главного порта привело к отставке Арбенса, гражданской войне, затянувшейся на 36 лет, и гибели 200 тыс. человек. Зато в США жрали дешевые бананы.

В 1930-х компания помогла стать президентом Гондураса Тибурсио Кариасу Андино. В благодарность он крепко зажмуривался на делишки United Fruit с наркокартелями. К 1970-м корабли компании везли из Колумбии в США и Европу не только бананы, но и кокаин, а обратно - оружие и боеприпасы для террористических организаций. К 1990-м компания сменила название на Chiquita Brands International. Остальное было по-прежнему: бананы, наркотики, оружие, взятки властям. Причем продолжалось это десятилетиями. Скажем, еще в середине 1990-х гондурасские власти с помощью полиции и военных сгоняли с родной земли 400 работников плантации, которую владельцы объявили истощенной. Люди, жившие в этом месте задолго до появления банановых плантаций, пытались отстоять деревню. Но против слезоточивого газа, резиновых пуль и арестов оказались бессильны. Их личные посевы фасоли и кукурузы были уничтожены, а дома сровнял с землей бульдозер.

 

Кстати