Фейруз Иманов: «Чтобы обнаружить перспективное направление в туризме, нужно отдохнуть в родной стране»
Внутренний туризм в России продолжает набирать обороты: в первом полугодии 2023 года туристический поток внутри страны вырос относительно прошлого года на 15 %. Такие данные привел президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский на пресс-конференции ТАСС 15 июня. По его прогнозам, к концу года динамика останется положительной и даст в итоге порядка 80 миллионов поездок, что может стать рекордом. Для наращивания турпотока необходимо развивать инфраструктуру и привлекать инвесторов. В России немало регионов, потенциально интересных с точки зрения инвестиций, считает предприниматель, частный инвестор Фейруз Иманов. Он инвестирует в туристическую сферу Калининградской области — региона, который входит в ТОП-10 по объемам турпотока по данным Ассоциации туроператоров России. Чем привлечь туриста и как заинтересовать инвестора — Фейруз Иманов рассказал в интервью.
– Фейруз, власти говорят о необходимости заинтересовать инвесторов вкладывать в туриндустрию. Что, по вашему мнению, действительно привлечет инвестора?
– Сокращение бюрократических препон и — побольше уверенности в будущем. Программы льготного кредитования, гранты на обустройство туробъектов от пляжей до глэмпингов, нулевой НДС для гостиниц — всё это, конечно, при должной проработке и правильной реализации, привлечет инвесторов. Плюс, инфраструктурные проекты из смежных отраслей и ведомств: к примеру, инвестор хочет вложиться в прекрасный современный туристический комплекс, но дороги к нему нет в планах Минтранса, регионального или федерального, — пыл инвестора, скажем так, слегка угаснет.
– Известно, что вы начали свой бизнес с вложений в сферу электроники и компьютерной техники, что позволило стать вашей компании лидером на этом рынке. Как удалось достичь такого положения?
– Да, действительно, в 2007 году я открыл сервисный центр по ремонту электроники. Успех в бизнесе всегда достигается личной инициативой, смелостью в принятии решений. Моя компания в первые два года показала существенный рост, в основном благодаря расширению клиентской базы. Я сам обучал первых сотрудников — и менеджеров, и технический персонал, — формировал ценовую политику, рекламную стратегию. Стабильное финансовое положение моей компании позволило расширить сферу бизнес-интересов: с 2014 года я начал осваивать новую в то время нишу портативного электротранспорта, с 2015 года активно занялся оптовой торговлей электроникой и компьютерными комплектующими. Я лично контролировал и развивал все направления бизнеса, брал на себя ответственность за принимаемые решения, как лидер компании мотивировал коллектив на достижение целей. И это вывело нас на лидирующие позиции в отрасли по ремонту электроники, и компьютерной техники.
– В 2016 году вам удалось увеличить оборот компании более чем в 30 раз. Что стало ключевым фактором успеха?
– В 2016 году страну накрыл аномальный спрос на видеокарты и некоторые компьютерные комплектующие. Было такое ощущение, будто люди открывают каждый день новые компьютерные залы. Оказалось, оборудование и видеокарты нужны для сборки майнинговых ферм. Во времена повышенного спроса побеждает тот, у кого есть товарные остатки и доступ к дефицитному товару у дистрибьюции. Здесь у меня были весомые преимущества, я монополизировал поставки и хорошо заработал на сборке и продаже майнинговых ферм. Таким образом кардинально увеличил оборот компании и запустил новое прибыльное направление — майнинг криптовалют.
– Вы говорите, что основной инвестиционный капитал смогли заработать майнингом. Чем был интересен этот опыт?
– Эти годы с 2016 по 2018-й считаю лучшим и самым прибыльным временем в моей компании: стоимость вложений возвращалась через 2–3 недели. Я досконально изучил тему, параметры необходимого оборудования, схему сборки. Клиенты доверяют моему экспертному мнению. Я смог заработать капитал и для них, и для себя. Как детская мечта: запустил машину, которая производит деньги из воздуха, — было интересно во всем этом разобраться. Это было очень необычно.
– Из майнеров — в инвесторы: сейчас вы инвестируете в рынок недвижимости, ориентированный на туристов. Почему выбрали именно этот вектор?
– Наверное, это будет банальный ответ инвестора, но правдивый: капитал должен работать. Во-первых, строительная индустрия находится практически на пике, в авангарде российской экономики, на рынке много интересных предложений — это значит, недвижимость остается стабильным выгодным вариантом инвестирования. Во-вторых, спрос на недвижимость как место кратковременного размещения туристов совершенно не удовлетворяется отелями и другими “крупными формами” в то время, как внутренний туризм набирает обороты. На пересечении этих векторов стоят элитные студии с возможностью посуточной аренды. Плюс еще один фактор — транспорт. Я давно занимаюсь электротранспортом, моя компания продает всё: от самоката до электромобиля. Таким образом оказалось, что у меня практически сформировано комплексное решение для туристов: аренда жилья и транспорта в одном из красивейших и привлекательных регионов страны.
– По итогам первых шести месяцев этого года Калининградская область приняла 860 тысяч туристов, что больше прошлогодних показателей, по данным областного профильного Министерства. Доходность ваших туристических проектов подтверждает эту статистику?
– Да, регион пользуется популярностью у туристов со всей России, каждый город области — это жемчужина, и их доступность растет благодаря сети дорог, возможности аренды транспорта, комфортного размещения, интересных объектов. По динамике аренды недвижимости под моим управлением скажу, что мы уходим от сезонности: гостей много в любое время года. Этот шаг в развитии туристическая индустрия региона сделала в том числе благодаря тому, что наша компания дала больше возможностей для размещения туристов.
– Какие направления в туристической отрасли вы считаете перспективными для инвестирования?
– Нашим туристам не хватает современных и доступных средств размещения, не хватает по-настоящему комфортных кемпингов. А красивых мест в России очень много, разработка межрегиональных туристических маршрутов — огромная перспективная ниша. В целом для того, чтобы обнаружить перспективное направление в туризме и вообще понять, куда развиваться, нужно отдохнуть в родной стране.
Марина Ларикова