Какие страшные тайны хранит «Артек»
Кто же из советских людей не знал об «Артеке», кто из детей не мечтал туда поехать! Райское местечко неподалеку от крымского Гурзуфа, на берегу теплого ласкового моря... Но наряду со славой всесоюзной детской здравницы у «Артека» была и другая слава — не столь распространенная. Жутковатые легенды и мистические истории об «Артеке» пересказывали друг другу шепотом, с оглядкой.
Санаторий для туберкулезников
16 июня 1925 года здесь открылся детский санаторий — для ребятишек, больных туберкулезом. Инициатором такого лагеря-санатория на южном берегу Крыма стал Зиновий Петрович Соловьев, занимавший в то время пост председателя Общества Красного Креста. «Артеком» лагерь назвали по имени расположенного поблизости горного ущелья.
Справка: Однозначного перевода слова «артек» на русский язык не существует. Наиболее распространенные варианты: «медведь», «буйвол», «перепелка», «хлеб».
Ослабленные советские дети постепенно становились более здоровыми, количество туберкулезников уменьшалось. И решено было превратить «Артек» в элитный лагерь — для самых лучших. Туда направляли школьников, особо отличившихся в учебе или совершивших какой-нибудь выдающийся поступок, или юных изобретателей... Туда нередко приезжали и дети из других стран.
Враги народа в «Артеке»
Зловещий 1937-й год не обошел стороной и детскую здравницу. После проверки сотрудники НКВД передали в правительство докладную записку, в которой описывались страшные вещи. «Враги народа», оказывается, засели и в подсобном хозяйстве «Артека»: коровы больны бруцеллезом, в пищу детям подбрасывают гвозди и осколки, хлеб «начинен» спичками.
Также сообщалось, что была выявлена попытка поджечь корпус, в котором отдыхали дети из Испании. Рабочие отравлены, работа радиоузла сорвана, вожатые избивают и насилуют пионеров. Детей холодными ночами заставляют ходить в походы на Аю-Даг, в результате чего пионеры простужаются и часто болеют.
На основании этих и других бредовых обвинений были возбуждены уголовные дела, были уволены и отданы под суд десятки сотрудников лагеря. Если бы не Полина Жемчужина — супруга Молотова, которая поняла беспочвенность страшных обвинений и настояла, чтобы ее муж разобрался во всем, - последовали бы аресты и ссылки невиновных людей.
Безголовые скелеты
Местные жители рассказывали, что в 1966 году на территории «Артека» нашли жуткое захоронение: шесть скелетов взрослых людей, но без голов и без кистей рук.
Когда начали исследовать погребение более внимательно, выяснилось, что отделенные от тел руки и головы были спрятаны в отдельном ящике, а он покоился чуть глубже на том же месте, под слоем песка. А еще глубже, под новым слоем песка, обнаружилась и вовсе жуткая находка — останки грудного ребенка. Загадка этой странной могилы так и не была разгадана.
Дети-призраки
Уже в наше время «Артек» продолжает будоражить своими страшными загадками воображение впечатлительных людей.
Так, несколько лет подряд «старая» смена рассказывала «новой» про страшный случай с двумя девушками, устроившимися поработать в лагере медсестрами. Они поселились в маленьком домике, вдвоем в одной комнате. И все было бы хорошо, если бы не таинственные происшествия. Каждую ночь девушки слышали странные звуки, кто-то сбрасывал книги и вещи с их тумбочек, в коридоре явственно слышались шаги и лилась вода, а еще кто-то пытался войти в их спальню, упорно дергая запертую дверь. Сама же дверь часто оказывалась наутро открытой, хотя девушки каждый вечер тщательно запирались.
Пока медсестры ночевали вдвоем, было еще не так страшно. Но как-то ночью одна из них ушла в поход с детьми. Ее подруга же, уснув вечером в одиночестве, увидела жуткий сон: в спальню один за другим входили дети разных возрастов. Печальные, они выстроились вокруг ее кровати и стали тянуть к ней руки, будто о чем-то умоляя.
Перепуганная девушка рассказала об увиденном сне сотруднице лагеря, и та ей ответила: именно в том корпусе когда-то жили, а часто и умирали самые «тяжелые» маленькие туберкулезники.
Графиня-привидение
Общеизвестно, что подростки просто обожают страшные истории. И попадающие в «Артек» дети — не исключение. Интереснее любых развлечений для них — забраться вечером под одеяло и послушать очередную «страшилку». Что ж, на «страшилки» «Артек» щедр. Вожатые лагеря и сегодня любят рассказывать своим подопечным историю о призрачной графине.
Французская авантюристка, графиня Жанна де Ламотт, украла дорогое колье с бриллиантами у королевы Марии-Антуанетты. Ее поймали и заключили в крепость. Но скоро графине удалось сбежать — по слухам, она направилась в Крым.
Однажды, катаясь на лошади, графиня упала и сильно расшиблась — было понятно, что ей не жить. К тому времени она успела спрятать свои драгоценности. Умирающая графиня приказала слугам ни в коем случае не снимать с нее одежду после смерти. Но те ослушались свою госпожу - и обнаружили на ее плече клеймо в виде лилии, которым отмечали государственных преступников во Франции.
Говорят, именно Жанна де Ламотт стала прототипом знаменитой Миледи из романа Дюма «Три мушкетера». И вот теперь, после столетий загробных скитаний, дух Жанны по-прежнему не находит себе покоя. Он бродит ночами по корпусам лагеря и пугает тех, кто не хочет вовремя ложиться спать. Так заканчивают романтическую историю вожатые — видимо, в воспитательных целях.
Другие страшилки
Одним, без взрослых, в лес вокруг «Артека» ходить опасно. Там бродит зловещий призрак маньяка, которого когда-то повесили именно здесь. Иногда из лагеря пропадают дети — их якобы отлавливает и убивает злобный призрак.
Дети здесь рассказывают и другие страшные истории — такие же, как и в других лагерях, санаториях и пансионатах. Про черную руку, красную маску и гроб на колесиках.
А история о пропавшей вожатой однажды действительно наделала шуму и в «Артеке», и во всем Крыму. Это было в 1967 году. Ребята вместе с вожатыми купались в море. Потом все вышли на берег, кроме одной вожатой — Алены. Искали, кричали, ныряли... Нет Алены. Вызвали спасателей, милицию — так и не нашли. Решили, что девушка далеко заплыла и утонула.
Прошел месяц, приехала новая смена ребят. И тут появилась Алена! Она снова работала вожатой. Только теперь на ее пальце красовалось обручальное кольцо. Потом выяснилось, что в тот роковой день ее попросту украли — родственники жениха. Вот так, среди бела дня. Девушкам, работающим в лагере, еще долго потом было не по себе — как же сохранять спокойствие, если в любой день тебя могут украсть из лучшего пионерского лагеря страны!