Какие эксперименты ставил на людях Доктор Смерть из НКВД
Имя доктора Менгеле, который экспериментировал над пленниками немецких концлагерей, стало уже нарицательным. Однако в Советском Союзе был свой ученый-садист, испытывающий смертельные яды на людях. По приказу правительства руководитель «лаборатории смерти» Григорий Майрановский травил людей, наблюдая за их ужасными мучениями. На его счету 150-300 загубленных жизней.
В лаборатории травили немецких и японских военнопленных, дипломатов, а также польских граждан, корейцев и китайцев, не говоря уже о советских политзаключенных и уголовниках. Нацистских врачей-извергов казнили, а советский умер в окружении родных и близких.
Пыточная камера
За свою чудовищную, с моральной точки зрения, профессиональную деятельность Григорий Майрановский был обласкан советской властью. За время руководства секретной спецлабораторией (1937-1946), изучающей воздействие отравляющих веществ на человека (в разных документах она фигурировала как Лаборатория №1, Лаборатория №12, Лаборатория Х, Камера), он стал полковником госбезопасности НКВД, доктором медицинских наук, профессором. Только своим пациентам он дарил не жизнь, а страшную смерть, с большим интересом наблюдая за ее жуткой работой.
Научные изыскания Доктора Смерть курировал сам Лаврентий Берия, убиравший неугодных Сталину персон. Главная задача лаборатории была найти яд, который при вскрытии тела не будет обнаружен самыми узкими специалистами. «Пыточная», поделенная на пять отсеков, находилась в одном из домов по Варсонофьевскому переулку в Москве.
Подопытными «кроликами» становились уголовники и политзаключенные, на которых и испытывали различные яды: рицин, колхицин, таллий, дигитоксин, аконитин, стрихнин, кураре. Обычно жертвы ужасных экспериментов умирали в течение двух недель. За их страданиями Майрановский наблюдал в «глазок». А самых живучих в итоге убивали, используя разрывные пули, начиненные аконитином, – ядом судорожно-паралитического действия. И в этом случае Майрановский старался продлить мучения людей, в которых стреляли так, чтобы они умирали не мгновенно.
Многие сотрудники лаборатории не выдерживали: уходили, спивались, сводили счеты с жизнью. И только ее руководитель продолжал искать чудо-яд.
Сыворотка правды
И добился своего – карбиламинхолинхлорид, или «К-2», умерщвлял человека за 15 минут и не оставлял никаких следов. Для доказательной базы отравленный новинкой труп отправили в Институт им. Склифосовского, где патологоанатом после вскрытия дал однозначное заключение: смерть наступила в результате острой сердечной недостаточности.
На этом эксперименты спецлаборатории не закончились. В 1942 году Майрановский открыл «сыворотку правды». Оказалось, что в особой дозировке рицин развязывает язык. Два года он и его коллеги мучили людей, собирая «откровенные» признания. Затем искали способы введения ядов: добавляли в еду, воду, лекарственные препараты, постельное белье. Делали инъекции, использовали их в колющих тростях и стреляющих авторучках.
Посмертный список
Есть письменные свидетельства того, что при участии Майрановского и по прямому решению правительства «умными» ядами были отравлены: один из руководителей украинского националистического движения Александр Шумский, архиепископ Украинской униатской церкви в Ужгороде Теодор Ромжа, американец, работавший по заданию НКВД за границей и арестованный по подозрению в шпионаже Исайя Оггинс, и, возможно, шведский дипломат Рауль Валленберг. А на конспиративных квартирах Майрановский «лечил» различной важности для Советского Союза иностранцев. Вернее, когда они становились неугодными, их там убивали уколами.
В реабилитации отказано
После окончания Великой Отечественной войны Григорий Майрановский отправился в Германию, чтобы там найти профессионалов в области изучения редких ядов. Однако таких «способных», как он, не нашлось. В 1951 году «ядовитого палача» арестовали за... незаконное хранение отравляющих веществ и как участника заговора с целью захвата власти и уничтожения Сталина.
В итоге Майрановскому крупно повезло: его приговорили всего к 10 годам тюремного срока и лишь за незаконное хранение ядов и злоупотребление служебным положением. Осужденный боролся за свою свободу и писал письма Берии, в которых просил позволить ему дальше работать над ядами.
В 1962 году Доктор Смерть вышел из тюрьмы и осел в Махачкале. Ирония судьбы – палач-отравитель скончался в 1964 году от острой сердечной недостаточности, как и многие его жертвы. Но кто знает: сам или все же помогли? В 1989 году его сыновья подавали прошение о посмертной реабилитации отца, но им было отказано.