Крупнейшая диверсия итальянских подводных пловцов против России

Спуск на воду итальянского дредноута Giulio Cesare. wikipedia / Luigi Chiesa
Спуск на воду итальянского дредноута Giulio Cesare. wikipedia / Luigi Chiesa
На старинном братском кладбище в Севастополе высится вылитая из бронзы винтов погибшего линкора «Новороссийск» 12-метровая фигура скорбящего матроса с надписью: «Родина – сыновьям».

Страна помнит судьбу 829 моряков, погибших в результате самой мало изученной диверсии второй половины ХХ века.

В 01 час 31 минуту 29 октября 1955 года жителей Севастополя разбудил звук страшного взрыва, раздавшегося со стороны Госпитальной стенки Севастопольской бухты, где стоял на якоре флагманский корабль Черноморского флота СССР – линкор «Новороссийск». Несмотря на все усилия, оставить судно на плаву так и не удалось. Оно перевернулось и затонуло, затянув на дно запертых в кубриках моряков, певших «Варяга», а также участников спасательных партий, прибывших с других кораблей эскадры.

Памятник в Севастополе
Памятник в Севастополе

Клятва у «Юлия Цезаря»

Итальянский линейный корабль «Юлий Цезарь» был одним из немногих судов Второй мировой войны, который не нанес врагу абсолютно никакого урона. Он не принял участия ни в одном из сражений на море, сохранив в абсолютной целостности свою обшивку и системы вооружений.

Победившие в войне союзники по антигитлеровской коалиции приняли решение передать это судно в счет компенсации понесенных материальных потерь Советскому Союзу, который дал ему название «Новороссийск» и сделал флагманом своего Черноморского флота.

Справка. «Линкор» является российским названием мощных кораблей, способных идти в линейном строю и громить огнем своей артиллерии эскадру противника с дальнего расстояния. На западе имевшие максимальную систему бронирования и корабельные орудия калибра свыше 305 мм военные суда называли дредноутами.

Очевидцы утверждают, что когда в 1949 году «Юлий Цезарь» уходил из порта Таранто, итальянские моряки клялись, что не допустят его использования Советами: «Так не доставайся же ты никому!».

Краткая жизнь советского «Новороссийска»

Сразу же после прихода в Севастополь, где планировалось базирование нового флагманского линкора, было проведено тщательное обследование его «внутренностей». В носовой части удалось обнаружить тщательно заваренное внутреннее помещение небольшого размера. Разбирать его, как обычно бывает, поленились. Поскольку оно абсолютно не влияло на ходовые и рабочие характеристики судна, то наше российское разгильдяйство в очередной верх взяло верх над правилами, и на это помещение «махнули рукой».

А зря. По мнению независимых экспертов, именно в нем находился боевой заряд фантастической силы, пробивший вертикально восемь (!) переборок корабля, из которых три были бронированными. Они легко выдерживали прямые попадания мощных авиабомб и снарядов крупного калибра, но не смогли противостоять мощи этого взрыва.

Сила взрыва была такова, что в днище линкора образовалась пробоина площадью более 160 квадратных метров, а жертвами диверсии только в первые минуты стали не менее 150 моряков.

Экипаж и прибывшие спасательные партии почти три часа пытались спасти судно, оттянув его на отмель, но этого невозможно было сделать, поскольку «Новороссийск» надежно удерживался носовым якорем, отсоединить который так и не удалось. В 04:14 корабль перевернулся и полностью затонул, унеся на дно сотни моряков, оказавшихся запертыми во внутренних помещениях судна.

Члены спасательных экспедиций рассказывали, что видели, как тонувшие моряки махали им через иллюминаторы и громко пели «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»… Спасателям впоследствии удалось достать живыми лишь 9 членов экипажа, а отстукивание сигналов азбуки Морзе по переборкам «Новороссийска» фиксировалось до 1 ноября.

После трагедии, которую невозможно было скрыть, советское военное руководство заявило, что причиной взрыва стала мощная немецкая магнитная мина, которая каким-то образом активировалась спустя 10 лет после окончания войны. Даже не специалисты понимали, что это не соответствует действительности, но…

1949 год. «Новороссийск» прибывает в Севастополь – уже с замаскированной взрывчаткой на борту. wikipedia /
1949 год. «Новороссийск» прибывает в Севастополь – уже с замаскированной взрывчаткой на борту. wikipedia /

Итальянский след

Сейчас ветераны итальянских спецслужб не скрывают, что уничтожение «Новороссийска» было их наиболее успешной спецоперацией.

В операции приняли участие восемь самых опытных бойцов отряда подводных пловцов «Дечима МАС», официально расформированного в 1945 году. В годы Великой Отечественной они проходили учебу в диверсионной школе в оккупированном Севастополе и знали его рейды, как свои пять пальцев. Обычный грузовой пароход, шедший в советский порт с разнообразными товарами, в полночь 26 октября 1955 года в 15 км от мыса Херсонес через специальный люк в днище выпустил мини-подлодку. В ней находился отряд боевых пловцов и магнитные мины, способные произвести детонацию заранее замаскированного в корпусе боезаряда большой мощности.

Подводная лодка «Пикколо» доставила диверсантов в бухту Омега, откуда они совершили несколько рейдов в специальных скафандрах, доставляя и устанавливая в носовой части «Новороссийска» скомпонованное из множества тротиловых шашек взрывное устройство массой до 500 кг. Оно было закреплено аккурат под предварительно заложенным зарядом, после чего боевые пловцы вернулись на мини-подлодку и покинули советские территориальные воды. А в точно рассчитанное время сработал часовой механизм взрывателя…

Военные эксперты пришли к выводу: проведению такой сложной спецоперации помогло то, что СССР в то время не имел отряда достаточно профессиональных боевых пловцов и не осуществлял подводного патрулирования рейда Севастопольской бухты.

Наш ответ

В том, что официальная версия трагедии является лишь способом отвлечения внимания ответственности, говорит один факт, который практически никем и нигде не озвучивается. Именно в конце 50-х годов прошлого века СССР начал формирование первых подводных диверсионных групп, составленных из отлично физически подготовленных водолазов, использовавшихся ранее для обследования затопленных суден и проведения ремонтных работ на глубине.

Именно в эти годы ряд конструкторских бюро перепрофилируется на разработку специальных боеприпасов для подводной стрельбы, а также стрелкового оружия боевых пловцов.

Уже к 1968 году удалось создать первые патроны для подводной стрельбы СПС, а в 1970 году на вооружение Вооруженных Сил СССР поступил первый пистолет для подводной стрельбы СПП-1. В 1975 году Запад потрясла новость о том, что Советский Союз принял на вооружение «автомат подводный специальный» АПС, аналогов которому не существовало ни в одной армии мира.

Он дал возможность бойцам созданного в 1970 году разведывательно-диверсионного формирования ГРУ «Дельфин» проводить тайные операции, поражая боевых пловцов иностранных государств с расстояния до 30 метров. Учитывая низкий уровень видимости в воде, это просто фантастическое расстояние, обусловившее на долгие годы превосходство советских подводных диверсантов над своими оппонентами.

Но это уже совершенно другие истории, о которых мы расскажем в наших ближайших публикациях.

* * *

Группа выживших в результате диверсии моряков «Новороссийска» недавно заявила о своей решимости добиться от правительства Италии материальной компенсации за полученные увечья и потерю здоровья. Российские власти планируют поддержать их в этом, обеспечив всестороннюю юридическую поддержку.


Вам может быть интересно: