Прерванный полёт

Взыскать компенсацию за отмену или задержку рейса проще с иностранной авиакомпании

Взыскать компенсацию за отмену или задержку рейса проще с иностранной авиакомпании


Депутаты Госдумы собираются внести поправки в Воздушный кодекс. Планируется штрафовать перевозчиков, которые задерживают вылет (по зависящим от них причинам). Сумма будет увеличиваться пропорционально длительности ожидания. Считается, что это снизит количество задержек. Пока проект поправок в разработке, туристам, оказавшимся в неприятной ситуации, приходится выцарапывать положенное по закону с боем. И то, попробуй получи.


- Представляешь, работнички авиакомпании даже не извинились! - коллега, только что вернувшийся из отпуска, отдохнувшим совсем не выглядел. Напротив, был взвинчен, словно работал без продыха лет пять. - Сказали, что их дома дети ждут, и свалили!
Возвращаясь с острова Мальорка в Москву через Дюссельдорф, коллега с женой застряли в немецком аэропорту. Пассажиры «Air Berlin», пройдя все «кордоны», ожидали посадку. Вдруг без каких-либо объявлений с табло исчез их рейс. Затем неведомым образом испарились работники авиакомпании, сидевшие за стойкой регистрации. В зале ожидания заволновались. Люди озадачено переглядывались:
- Куда они все подевались? Что происходит? - первой не выдержала шатенка с ребенком на руках.
- А это немцы нам санкции приготовили, - попытался хохмить парень в шортах. - Или очередной вулкан проснулся.
Шутку не оценили. Но тут возник господин в униформе и на ломаном английском сообщил: во-первых, всем предстоит вновь пройти паспортный контроль, где пограничники аннулируют уже поставленный штамп о выезде. Во-вторых, забрать назад свой багаж, так как рейс отменен. В-третьих, пройти к регистрационной стойке авиакомпании, где всем расскажут об их дальнейшей судьбе.






Родитель с чадом до семи лет не должен спать на стульях, а имеет право на больший комфорт - в комнате матери и ребёнка

Родитель с чадом до семи лет не должен спать на стульях, а имеет право на больший комфорт - в комнате матери и ребёнка. Фото Евгении ГУСЕВОЙ/«Комсомольская правда»

Очередь была огромной: в патовой ситуации оказались пассажиры четырех рейсов «Air Berlin». Их уверяли: все проблемы из-за метеоусловий. Людям предлагали брать такси (время - за полночь), ехать в Дюссельдорф и снимать номер в гостинице до утра. За свой счет! Либо сдать билеты и отправиться на электричке в Кельн. И уже оттуда, опять-таки за свой счет, улететь в пункт назначения.
На вопрос пожилого мужчины, когда пассажирам предоставят питье и еду, сухонькая фрау заявила, что никогда. Все за свои деньги. Заявление вызвало гул негодования, понеслись проклятия на разных языках. А за окном видны были взлетающие самолеты, которым погода почему-то не мешала. Это еще больше раззадорило людей, их возмущение достигло критической отметки. Тут фрау куда-то позвонила, и возле толпы материализовался наряд полицейских. Они поигрывали пальцами на рукоятках пистолетов и улыбались. Людям было не до смеха. В два часа ночи табло над стойкой погасло. Фрау сообщила, что ей пора домой и остальное ее не волнует.
Выцарапать новые билеты удалось лишь утром: пришлось из Дюссельдорфа лететь сначала в Берлин, а потом уже в Москву. Те, кто не хотел делать пересадку, остались ждать прямого рейса до вечера. Ночлег, еду или хотя бы воду так никто и не получил.





Требуйте свое


Услышав этот рассказ, сотрудники нашей редакции начали вспоминать свои истории. Зам- главного редактора рассказал, как российский посол в Индии занял со своей семьей весь бизнес-класс на рейсе «Аэрофлота» Дели - Москва. Пассажирам, которые собирались этим самолетом вернуться домой, предложили продлить свое пребывание в Индии на сутки, в четырехзвездочном отеле. А тем, кого не устраивал такой расклад, - лететь эконом-классом.
Другая сотрудница описала свои новогодние приключения. Чартерный рейс компании «Когалым авиа» из Римини должен был вылететь в семь вечера. Но вылет вдруг перенесли на три ночи. Как водится, требования людей дать хотя бы воды представители турфирмы умело игнорировали. Пока один из пассажиров злосчастного рейса, оказавшийся юристом, не пообещал засудить всех: туроператора, авиакомпанию, аэропорт и кто еще попадется ему под горячую руку. После этого измученным туристам выдали по сэндвичу и стаканчику чая или кофе. Улетели они лишь в четыре утра.






Солидные итальянцы в дорогущих костюмах улеглись прямо на пол у стойки «Air Berlin», гнусно кинувшей своих пассажиров

Солидные итальянцы в дорогущих костюмах улеглись прямо на пол у стойки «Air Berlin», гнусно кинувшей своих пассажиров

А я припомнила, как несколько лет назад не могла вылететь из Турции. В полночь в аэропорту Антальи мы были единственными пассажирами. Наш рейс все переносили, пока совершенно случайно не выяснилось, что самолет даже не вылетел из Москвы. Представитель туроператора, который до того пытался делать вид, что мы вот-вот улетим, сдался и признался в том, что мы уже и так знали. Впрочем, пришлось еще потратить время, чтобы выбить отель. Сплоченные общим негодованием пассажиры предлагали различные методы воздействия: один солидный господин размахивал какой-то корочкой, мы, журналисты, обещали «Пегас туристик» мощную антирекламу, самые отчаянные грозились просто набить парню морду. Неизвестно, что из этого подействовало сильнее, но в отель нас отвезли. К слову, очень приличный. На следующий день бесплатно накормили завтраком и обедом и только к вечеру отправили домой.






Вроде бы капсульные отели в аэропортах сделали для удобства пассажиров, которым приходится долго ждать своего рейса. Но это удовольствие влетает в копеечку. К примеру, в Шереметьево - от 2,5 тыс. руб./4 часа и от 7,3 тыс. руб./сутки

Вроде бы капсульные отели в аэропортах сделали для удобства пассажиров, которым приходится долго ждать своего рейса. Но это удовольствие влетает в копеечку. К примеру, в Шереметьево - от 2,5 тыс. руб./4 часа и от 7,3 тыс. руб./сутки. Фото Сергея ШАХИДЖАНЯНА/«Комсомольская правда»


Все в суд!


Идеальных авиакомпаний не бывает. И с каждым может случиться подобная история. Что делать, если вам не собираются предоставлять положенное? Требовать, ссылаясь на законы, кодексы и права потребителя. В случае, когда представитель авиакомпании уходит с рабочего места, придется потерпеть неудобства, но уж потом вы сможете компенсировать их сполна. Как это сделать, рассказал адвокат Сергей Жорин:
- Обращайтесь в суд. В случае с вашим коллегой - к сожалению, в немецкий. К сожалению - с точки зрения затрат на адвоката, к счастью - можно будет взыскать более значительную сумму, чем в России. От пяти тысяч евро и больше. Правда, сначала придется заплатить адвокату, но потом вы это все возместите. Второе: есть множество европейских организаций, типа нашего Общества защиты прав потребителей, к ним тоже можно обратиться. Ну, или в надзорный орган, который регулирует авиаперевозки.






Сергей ЛАЗАРЕВ слишком эмоционально описал в своём микроблоге шестичасовую задержку рейса «ЮТейр». А мог бы расчетливо отсудить приличную сумму

Сергей ЛАЗАРЕВ слишком эмоционально описал в своём микроблоге шестичасовую задержку рейса «ЮТейр». А мог бы расчетливо отсудить приличную сумму

- Какие документы потребуются?
- Если уж вы попали в такую ситуацию, сохраняйте все бумаги, какие только есть. Билет, посадочный талон, если уже прошли регистрацию (на него нужно поставить штамп о задержке или отмене рейса). Обменяйтесь номерами телефонов с другими пассажирами: свидетельские показания очень важны в таком деле. А если снять на телефон видео переговоров с представителем авиакомпании, особенно, где он отказывается предоставить положенное, это вообще идеальный вариант.




- Как человек, не знающий языков и юридических тонкостей, может подать в европейский суд?
- Очень просто! Соберите все бумаги. Оригиналы не отдавайте даже адвокату, вдруг потеряются, сделайте копии. Первый вариант, более экономичный: нанять переводчика и обратиться к адвокатам в стране ответчика, в данном случае - в Германии. Второй вариант, более затратный: сделать это через российскую юридическую компанию, хоть нашу, хоть любую другую. Еще можно предварительно написать претензию в авиакомпанию. Пишите на русском, отдайте в бюро переводов, там переведут. Затем отправьте перевозчику с предложением урегулировать вопрос в досудебном порядке. Если в разумные сроки (10 - 20 дней) никто не отреагирует, готовьте материалы в суд. Точнее, немецкие или адвокаты любой из стран Евросоюза должны это сделать.
- Если компания предоставила еду, воду, ночлег, все, что было положено, но человек опоздал на важную встречу, например, можно получить компенсацию?
- Упущенную выгоду или ущерб от того, что вы не приехали на встречу, как правило, взыскать нельзя. Потому что чаще всего причина задержки или отмены рейса - метеоусловия или другие, не зависящие от перевозчика факторы. А вот если есть прямая вина авиакомпании, скажем, самолет не обслуживался три года, из-за этого сломался, тогда да, можно и упущенную выгоду взыскать.
- Выходит, неважно, российская или иностранная авиакомпания, свое отбить в любом случае можно? Просто с иностранной сложнее?
- С иностранной проще! Сложнее технически, потому что суд находится в другой стране, а по деньгам можно больше взыскать.






Сергей ЖОРИН знает, как получить компенсацию

Сергей ЖОРИН знает, как получить компенсацию


Что может требовать пассажир при задержке/отмене рейса


По российским правилам:
- разместиться в комнате матери и ребенка, если у вас ребенок до семи лет;
- бесплатно сделать два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте при задержке более двух часов;
- прохладительные напитки при задержке более двух часов;
- горячее питание при задержке более четырех часов, далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время и доставка транспортом до отеля;
- организовать хранение багажа.
Также есть возможность получить компенсацию в размере 25 процентов МРОТ, но не более 50 процентов провозной платы. Но на этот случай существует масса ограничений.


По европейским правилам (если вы летите российской компанией, а застряли в Европе) эти правила на вас распространяются тоже):
* Питание, проживание в гостинице, трансфер из аэропорта до отеля и обратно, два телефонных звонка, факса или сообщения по электронной почте при задержке:
- на два часа или более при дальности перелета менее 1,5 тыс. км;
- на три или более часа в случае перелетов по ЕС далее чем на 1,5 тыс. км и на все другие рейсы протяженностью от 1,5 тыс. км до 3,5 тыс. км;
- на четыре часа или более во всех остальных случаях.
* При задержке более пяти часов можно запросить возврат полной стоимости авиабилета или пересадку на другой маршрут.
* Если задержка произошла по вине авиакомпании, пассажир имеет право на компенсацию, которая зависит от дальности полета и длительности ожидания:
- менее 1,5 тыс. км, три часа и более - 250 евро;
- 1,5 тыс. - 3,5 тыс. км, три часа и более - 400 евро;
- более 3,5 тыс. км, 3-4 часа и более - 300 евро, более четырех часов - 600 евро.


100 евро за сон


- Привычно сажусь в самолет: у окна, если один, и не последний ряд, - написал в «Фейсбуке*» Дмитрий Шепелев. - Обедаю поскорей: давайте, как всегда, курицу, белое сухое и воду с газом. Потом маску, беруши, капюшон и на бок. Просыпаюсь часов через шесть от запаха еды - разносят завтрак. Еще успеваю почитать. И уже посадка. Но вот что-то новенькое, на выходе каждому пассажиру протягивают листок: «Во время полета в течение получаса не работала развлекательная система (кино, музыка, клипы). Мы понимаем, какой дискомфорт вы могли испытать. Приносим извинения от имени авиакомпании».
Действительно! Какой дискомфорт. Как же такое пережить? Целые полчаса без мультиков! Так вот, самое важное - в приложении к письму чек на 100 евро. Каждому пассажиру. Предвидя вопрос, отвечу: нет, я летел не российскими авиалиниями. Стюардессы не становились на колени и не спрашивали, как можно ко мне обращаться. И вот 100 евро, хотя лично я просто спал. Разве не круто?


Часов не наблюдают


По данным Росавиации за 2013 г., чаще всех задерживала вылет «Вим-Авиа» - 22 процента от общего числа рейсов и «Когалымавиа» - 15 процентов. Десятка наиболее пунктуальных перевозчиков выглядит так.


Авиакомпания - Доля задержанных рейсов, %
«Сибирь» 1,73
«Россия» 1,95
«Владивосток авиа» 2,08
«Аэрофлот 2,53
«Трансаэро 2,67
«Донавиа» 2,7
«Глобус» 2,71
«Оренбургские авиалинии» 2,9
«Нордавия - региональные авиалинии» 2,95
«Ямал» 3,09




*Организация запрещена на территории РФ