В Московском зоопарке спасли ягуара
Самке по кличке Мелани вырезали раковую опухоль
Столичный зоопарк по числу и разнообразию животных входит в тройку лучших в мире. Иногда, чтобы спасти редкие виды, занесенные в Красную книгу, зверушкам приходится проводить сложные операции, а порой обращаться к зарубежным специалистам. Главный ветврач Московского зоопарка Михаил АЛЬШИНЕЦКИЙ рассказал, как вылечили самку черного ягуара и провели уникальную операцию проехидне.
Когда у темноокрашенного ягуара Мелани появилась опухоль, специалисты Московского зоопарка решили сделать редкой дикой кошке операцию. На приобретение нового хищника из-за масштабного ремонта денег пока нет, да и Мелани за свою жизнь принесла зоопарку столько потомства (стоимость одного детеныша - около $12 тыс. - Н. М., З. Ж.), что было бы жестоко не помочь любимице.
- Черный ягуар - выставочный экземпляр, - рассказали местные зоологи. - Люди подолгу стояли у вольера, наблюдали за страданиями Мелани, переживали. Животное потеряло вид: на животе висела опухоль, из которой периодически текла кровь. Надо было спасать зверя.
Главная проблема заключалась в том, что Мелани пожилая. Но после проведения общего обследования главный ветврач Московского зоопарка пошел на риск.
Врачи продлили жизнь чёрной красавице на три года |
- Михаил Валерьевич, вы спасали черного ягуара, которому жить осталось года два-три. Как вы расцениваете действия датского зоопарка, убившего молодого, рожденного в результате инцеста бесплодного жирафа?
- У них имелся лишний жираф, которого они скормили другим животным. У нас - нелишний ягуар, поэтому мы его лечим.
Чтобы спасти самца проехидны... Фото: |
Проехидну спасали дважды
Проехидну, занесенную в Красную книгу, Михаилу Альшинецкому пришлось спасать дважды. Первый раз самец Смол наелся полиэтиленовых пакетов, которые оказались в его пищеводе и чуть было не стали смертельными.
- Обычно в таких случаях делается обследование пищевода и желудка, когда через ротовое отверстие вводится гастроскоп, позволяющий осмотреть внутренности, - объяснил ветврач. - Но проехидна - животное, которое по физиологии находится между рептилиями и млекопитающими. У нее нет как такового рта, зато есть длинный роговой клюв, на котором размером с булавочную головку расположено отверстие, через которое она поедает червячков и насекомых, и ноздри, расположенные у глаз. Сделать ингаляционную анестезию сложно, потому что клюв не влезает в маску и ей физиологически невозможно вставить эндотрахеальную трубку. Ехидна дышит странно, у них, как у рептилий, бывает такое, что она может не получать кислород до пяти минут. Для млекопитающего это означало бы смерть, поэтому во время операции сложно понять: жива еще пациентка или нет. В итоге мы сами изобрели кислородную маску, повторяющую клюв проехидны, и сделали полостную операцию, благополучно удалив полиэтиленовые пакеты. После чего работники стали внимательнее смотреть, чтобы никто из посетителей не бросал мусор в клетку. Правда, потом Смол наелся палок, и пришлось оперировать второй раз. Это была одна из трех удачных операций в мире, которые сделали проехидне.
...ветеринары изобрели специальную маску, повторяющую его клюв. СМОЛ и его собратья занесены в Красную книгу как вымирающий вид |
- У нас нет необходимого дорогостоящего оборудования, которое, например, есть в США. Порой нет и специалистов, которые могут работать с экзотическими видами животных. Например, когда слонам в Московском зоопарке было необходимо удалить выросшие бивни, которые, как и гнилые зубы у человека, необходимо удалять, мы обратились к английским специалистам. Сделали препарат, ввели наркоз с помощью огромных машин. Компрессор для отбойных молотков послужил во время операции аппаратом для искусственной вентиляции легких слона. Выдолбили бивни, и через три часа закончили операцию.