Учёные научились стирать память
У боксера Кличко, ставшего мэром, отмирают мозговые клетки
Героиня популярной американской мелодрамы «Вечное сияние чистого разума» обращается в контору, предоставляющую услуги по стиранию неприятных воспоминаний. Фантастика, не лишенная рационального зерна, утверждает директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, д-р биол. наук, профессор Павел БАЛАБАН. Накануне нового учебного года мы поговорили о возможностях человеческого мозга, свойствах памяти и повышении способности к запоминанию.
- Павел Милославович, неужели и вправду память можно стереть?
- Это одна из основных проблем, которыми занимается наш институт. Уметь стирать память - значит уметь ею управлять, в том числе блокировать тяжелые воспоминания. Память - это механизм выживания человека во внешней среде. Чтобы адаптироваться, необходимо все лишнее забыть. Допустим, мы переехали в другую квартиру, где туалет и ванна поменялись местами. Если бы мы не могли изменить воспоминания, всю жизнь тыкались бы не в ту дверь. Но через несколько дней мозг ослабил старую память, и мы привыкнем к новому расположению. Наша задача - понять, какие молекулы в этом участвуют и как из ста миллиардов нейронов выбрать десять тысяч, на которые надо воздействовать. На животных мы научились это делать. Но вещества, которые для этого применяются, слишком токсичны. Разрабатываем другие технологии.
Боксёрское прошлое объясняет непревзойденные перлы КЛИЧКО |
- Теоретически это возможно. Но опять проблема в доставке в нужное место нужной молекулы. Если адресовать импульс ко всем молекулам сразу, произойдет либо полное стирание памяти, либо очень сильное перевозбуждение. При адресном же воздействии мы сможем, скорее, не записать новую память, а облегчать восприятие и запоминание. Вероятно, появятся препараты, которые резко повысят наши способности.
- Есть много методик по улучшению памяти. Они работают?
- Если мы не пользуемся мышцами, они атрофируются. То же происходит с мозгом. Если мы занимаемся только физическим трудом, навыки анализа, размышления утрачиваются. Человек стихотворение не может запомнить! Поэтому надо пользоваться мозгом как можно чаще. Особенно в детстве. Формирование мозга идет до 25 лет. Дети-маугли, которые росли среди животных до 12 - 14 лет, уже не могут научиться говорить. В дореволюционной России в гимназиях изучали древнегреческий язык. Зачем? Чтобы развивать мозг. Чтобы хорошо мыслить, важно еще и полноценно питаться. Фосфор? Да. Но не только - должен быть полноценный набор витаминов и микроэлементов. Строгие диеты ведут к слабоумию.
- Есть два вида амнезии. Одно дело, если человек получил удар по голове и помнит только то, что было перед ударом. Другой вид амнезии, когда при стрессе отключается воспроизведение из памяти. То есть память на месте, но человек не может ею пользоваться - такое бывает на экзамене.
- В состоянии стресса можно «вспомнить» то, что никогда не знал? Иностранный язык, например?
- То, чего нет, вы не вспомните. Скорее всего, человек слышал по телевизору что-то, ассоциировал какие-то слова с каким-то значением, а в момент мобилизации физических и мыслительных возможностей он это знание использовал. Очень много информации идет на подсознательном уровне.
- А обучаться во сне реально?
- 20 - 30 процентов испытуемых показали, что во сне тоже происходит какое-то обучение. Речь не идет о запоминании теорем и формул, этим человек должен пользоваться наяву, тогда это останется в памяти, а вот какие-то впечатления сохранятся.
Вернувшись к людям в подростковом возрасте, дети-маугли не всегда могут полностью адаптироваться |
Мужчины - мутанты
- Считается, у женщин более развито левое полушарие, у мужчин - правое. А можно задействовать сразу оба для гармоничной работы мозга?
- Разница между мужским типом мышления и женским объективна. Где-то 60 -
80 процентов мужчин склонны к абстрактно-логическим построениям, примерно столько же женщин мыслят образами и впечатлениями. Особенности работы полушарий важны, например, для ориентирования в пространстве, поэтому они должны не дублировать друг друга, а взаимодействовать. Скажем, в городе дамы ориентируются по парикмахерским, кафе, магазинам, а мужчины видят картинку сверху. Есть разница в скорости восприятия. Женщины реагируют мгновенно, оценивая ситуацию с точки зрения «опасно - не опасно», а мужчины пытаются понять, как все устроено.
- Это не говорит о том, что кто-то думает лучше, а кто-то хуже?
- Нет, но по генетике, если хотите, основной человеческий вид - все-таки женщины. Они являются носителями двух одинаковых генов - XX-хромосом, а, значит, наследуют «чистые» признаки. А мужчины с их различными XY-хромомсомами - мутанты, необходимые для выживания вида.
- Мозг современного человека отличается от мозга человека Древнего мира, Средневековья, эпохи Петра I?
- Судя по тому, что создавали древние греки, мозги у них были получше, чем, например, у меня. А теория общественного договора Канта, написанная более 200 лет назад, - это же из космоса! Знай они то, что знаем мы, они были бы гениями и в наше время.
Франсиско ГОЙЯ сопроводил свой офорт «Сон разума рождает чудовищ» (1797) пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грёзах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений» |
- По этой теме мало объективных данных. Отличия генетические, конечно, существуют. Например скорость восприятия информации. Это как мышечный состав - скажем, у кенийцев мышцы генетически приспособлены для стайерского бега. Но развитие мозга вроде не зависит от рас. На этом основании говорить, какая нация умнее, нельзя.
- Размер мозга неандертальца больше, чем у современного человека. Доисторические предки были умнее нас?
- Важен не размер, а развитость структурных связей между областями мозга. Мозг Тургенева весил более двух килограммов, а мозг Анатоля Франса - раза в два меньше. Но оба были талантливыми писателями. Гениальность заключается в способности видеть связь там, где обычный человек ее не видит. По сравнению с неандертальцем у нас больше возможностей для ассоциаций, аналитического мышления, мы умеем связывать звуки, изображения, ощущения, эмоции.
Вороны соображают лучше многих людей |
Дураков у нас нет
- К слову, о животных: они умеют думать?
- Они мыслят - тут нет сомнений! Еще в 20-е годы было показано, что, если научить собаку на звук колокольчика брать еду, она каждый раз будет ждать знакомого позвякивания, прежде чем притронуться к миске. И это не просто физиологическая реакция - это ассоциация, зачатки разума. В лаборатории Павлова об этом не писали, потому что опровергались основные тезисы: сигнальность и прочее.
Ворона умнее многих людей и уж точно впереди собак и других животных. Она может использовать инструмент для добывания пищи. А некоторые люди не умеют.
Даже самые простые улитки способны к условным рефлексам. Им дают один запах, который означает, что будет пища, а потом другой запах, который означает, что их ударят током, и они могут соединить это и запомнить, с чем эти стимулы связаны.
- Есть предел возможностям мозга?
- Отупление, нежелание получать и перерабатывать информацию связано с метаболизмом: уровнем кислорода, глюкозы в клетках. Все это изменяет баланс активности мозга. Чистая химия. Надо просто отдохнуть.
- А кто такой дурак с точки зрения физиологии?
- В таких случаях говорят либо о дефиците развития, либо о патологии. Если патологии нет, то конкретная ситуация просто не вызывает у «дурака» эмоционального отклика. В другой обстановке он, вероятно, «тупить» не станет. «Дурак», скорее, социальное явление. В природе такого понятия не существует. Если существо дожило до зрелого возраста, оно не может быть дураком.
Нейрофизиолог Павел БАЛАБАН считает человеческий мозг самой большой загадкой XXI века |
- Можно пересадить кусочек мозга. Причем крысе можно пересадить мозг улитки, и он приживается. Но мозг, обладающий функциональными возможностями, - таких опытов нет и, похоже, не будет. Потому что при пересадке клетки мозга теряют связи и специализацию. С таким же успехом в голову можно пересадить клетки печени.
А вот подкорректировать работу мозга, направленно изменить генетический аппарат отдельных клеток можно. Допустим, воздействуя на определенные точки при болезни Паркинсона, мы заставляем клетки вырабатывать гормон дофамин, недостаток которого вызывает заболевание. В институте идут такие работы - пока на животных.
- Когда ученые научатся корректировать работу клеток мозга, не используют ли это в психологической войне? Ведь, изменив ход мысли, характер воспоминаний, можно мотивировать человека на определенные действия.
- Был проект воздействия на клетки мозга через нанотрубочки. Мельчайшие трубочки длиной в нанометр распыляются в воздухе и попадают в мозг. Если воздействовать на них определенными частотами, они соединяются концами друг с другом и протыкают все клетки, прекращая их работу. Но это надо было проверять экспериментально, а средств не нашлось. Хотя в теории это великолепное оружие. Что касается других средств ведения психологических войн, то, что мы называем пропагандой, и есть использование этих механизмов.
- Все мы знаем, что получать по голове вредно. А вот боксер Виталий Кличко стал мэром Киева. Судя по тому, что и как он говорит, ему крепко съездили по мозгам.
- Каждый нокаут - это микроинсульт: в мозге происходит кровоизлияние, и нервные клетки отмирают. У каждого боксера таких точек десятки. Нарушение связей между клетками лишает человека способности здраво размышлять. При ударе больше всего страдает кора мозга, которая отвечает за разум, сознание. У некоторых может наступить «просветление». Когда я проходил курс психиатрии, нам показывали пациентов в клинике Кащенко - один начал общаться с потусторонним миром. Удары по голове многое объясняют.