Тайны погибших кораблей: где искать сокровища

На дне морей и океанов лежат сокровища на сотни миллиардов долларов

18 декабря 1997 года на экраны вышел «Титаник» - и девушки всего мира, глядя, как герой Леонардо ДИКАПРИО исчез в пучине, тоже тонули - в море собственных слез. 20-летие премьеры режиссер Джеймс КЭМЕРОН отметил повторным показом фильма - теперь в 3D. На уходящий год пришлась круглая дата и самой трагедии: «Титаник» столкнулся с айсбергом 15 апреля 1912 года.

В снятой Кэмероном киноистории главная героиня под занавес жизни раскрывает тайну бриллианта «Сердце океана». Сокровища часто связаны с романтикой морских путешествий. И самое удивительное - до сих пор на дне Мирового океана лежат несметные богатства, до которых смельчаки настойчиво пытаются добраться. Есть такие искатели приключений и в нашей стране. Но золото-бриллианты у них в этом деле далеко не на первом месте.

Научный консультант Центра подводных исследований, созданного в 2014 году при Русском географическом обществе (ЦПИ РГО), Андрей Лукошков отмечает: интерес к подводному наследию постоянно растет.

- Всего в нашей базе 11 тысяч случаев кораблекрушений. Из них на XX век приходится 4 - 4,5 тысячи, - отмечает Лукошков. - Много неизведанного осталось со времен Великой Отечественной войны. Можно себе представить, сколько всего лежит вдоль Дороги жизни на дне Ладоги, у Невского пятачка. Очень важна гуманитарная миссия, которую мы выполняем. Скажем, под Приморском в Ленинградской области обнаружили бронекатер. Местные жители предложили сделать из него памятник. Водолазы бесплатно подняли с него пушку, ее бесплатно отремонтировали в порту. И теперь в городе есть прекрасный мемориал с этим орудием.

Мы не отказываем, если кому-то нужна помощь. Четыре года назад нашли немецкий кайзеровский корабль 1918 года. Он стоит на ровном киле в великолепной сохранности. На нем есть интересные вещи - те же пушки. Теперь нужно понять, что с этим делать. Если, допустим, в связи со 100-летием окончания Первой мировой войны встанет вопрос о пополнении фонда нового музея - Государевой Ратной палаты в Царском Селе, с которым мы сотрудничаем, займемся кораблем уже предметно.

В 1918 - 1919 годах в Финском заливе затонули два английских эсминца, наш броненосный крейсер, немецкий сторожевик и еще, возможно, четыре ненайденных корабля. Там же лежат штук десять тральщиков, несколько эсминцев, шесть подводных лодок, в том числе советский «Сом». Немецких кораблей на Балтике тоже погибло много. Возможно, совместно с коллегами из других стран мы проведем экспедиции по их поиску.

Шерстяные кафтан и штаны с торгового корабля «Архангел Рафаил» спас от разрушения деготь, разлившийся из бочки во время крушения. В ёмкости с балтийской водой - тёмной, малосолёной и холодной, сохраняющей древесину и ткани веками, реликвию отправили на реставрацию в Эрмитаж

- Расскажите о «Соме» - это же одна из самых известных подлодок, затонувшая у берегов Швеции.

- На мой взгляд, «Сом» - не самая интересная лодка. Это неудачный проект американской фирмы, который отказался купить ВМФ США. А царские чиновники приобрели, потому что флот на Дальнем Востоке во время Русско-японской войны был слабый, и они брали все, что попадалось под руку. Ничего героического «Сом» не совершил. Более ценный объект, например, «Акула» - одна из первых боевых подлодок конструкции Ивана Бубнова. «Акула» воевала, ее капитаном был изобретатель русского шноркеля - устройства для работы двигателя под водой - Николай Гудим. Погибла лодка в боевом походе. Хотя лежит она в эстонских водах, на нее ныряют и российские исследователи.

11 октября 1914 года в Балтийском море затонула и знаменитая «Паллада». На броненосном крейсере находилось 583 человека. Немецкая субмарина, потопившая его, лежит неподалеку.

Словом, неизученных кораблей на дне - море. Но с судами и Первой мировой, и Великой Отечественной есть проблема: из-за наличия боезапаса они до сих пор потенциально опасны.


История жадности

Торговый корабль «Архангел Рафаил», нашедший последний причал в проливе Бьёркезунд Финского залива, специалисты ЦПИ РГО называют самым интересным из тех, с которыми им довелось поработать в 2017 году. Первыми еще в 1724 году его обнаружили местные жители: надо льдом торчал фрагмент большой мачты.

- Крестьяне ныряли в прорубь и сумели поднять на лед часть груза - рогожу и кожу в тюках. Чтобы нырнуть глубже, привязывали камень к поясу. А когда надо было всплывать, веревку попросту перерезали, - рассказывает Лукошков.

Кстати, историки полагают, что «Архангел Рафаил» перевозил контрабанду. Уплатив таможенную пошлину за небольшой груз, моряки забили корабль незадекларированным товаром. Но не смогли выбраться из ледового плена.


География недавних открытий

Финский залив. В 2017 году специалисты ЦПИ РГО изучали район островов Гогланд и Большой Тютерс, где в конце августа 1941 года проводилась операция «Таллинский переход» - эвакуация основных сил Балтийского флота, во время которой погибло очень много кораблей.

- С помощью гидроакустической аппаратуры было «просеяно» больше 15 квадратных километров балтийского дна и зафиксировано 26 объектов. Среди них финский сторожевой корабль, немецкая десантная баржа, советский военный транспорт, восемь судов, построенных в XIX веке, и самое интересное - детали корабля допетровской постройки XVII века или даже более раннего, найденные на глубине 32 метра, - делится радостью первооткрывателя Лукошков.

Остров Матуа, Дальний Восток. В июле-августе этого года во время совместной с Минобороны экспедиции «Матуа-2017» специалисты ЦПИ РГО отправились в «Адскую пасть». Так в переводе с айнского, языка коренного населения этих мест, переводится название острова Курильской гряды в Охотском море.

В июле 2013 года на подводном аппарате C-Explorer к месту крушения фрегата «Олег» в Финском заливе совершил получасовое погружение Президент России Владимир ПУТИН. В августе 2015-го глава государства погрузился на батискафе на дно Черного моря к затонувшему античному судну. Фото с сайта kremlin.ru

Сегодня остров необитаем. Но во время Второй мировой войны на Матуа находилась крепость, где был расквартирован японский гарнизон в 7 тысяч человек, мощные надземные, подземные, а, возможно, и подводные укрепления, аэродром - его взлетные полосы обогревались термальными источниками.

В районе Матуа на глубине около 100 метров удалось обнаружить 95-метровую американскую подлодку USS Herring (SS-233), потопленную японской береговой батареей 1 июня 1944 года. Она почти не разрушена, только поросла слоем ракушечника.

Крым. В сезон-2017 команда ЦПИ РГО исследовала акваторию Керченского пролива между мысами Тузла, Ак-Бурун и Малый. Из 22 обнаруженных приборами «донных аномалий» 16 оказались затонувшими объектами. Например ранее неизвестный одномоторный самолет времен Великой Отечественной войны и останки советского торпедного катера.

Сочи. В район падения самолета Ту-154 ВВС России, 25 декабря 2016 года унесшего жизни 92 человек, обитаемые подводные аппараты C-Quester и C-Explorer прибыли на следующий день. Они способны непрерывно работать на глубине до 300 метров в течение 8 часов и очень помогли в поисковой операции.


Роботы-водолазы

В 2017 году исполнилось 135 лет Кронштадтской водолазной школе - главному центру обучения специалистов этого дела в стране.

- Для поиска кораблей открылись неограниченные возможности. Совершенствуется водолазная техника, появилось более мощное освещение, можно проводить подводную съемку, позволяющую получать 3D-изображения, - комментирует Лукошков.


Правило археолога

Когда говорят о подводной археологии, воображение рисует затопленные города, бригантины с обрывками парусов и обязательно сундуки с золотом и драгоценными камнями. Но в реальности это не совсем так.

- Исследователи не сокровища ищут, а получают новые знания для реконструкции истории. Вопрос ценности поднятых предметов во многом зависит от той информации, которую они могут дать. Не уверен, что находка нескольких тысяч одинаковых монет ученых очень обрадует. Их нужно реставрировать, хранить. Межде тем знаете главное правило археолога? Не поднимать то, что не можешь сохранить, - говорит Лукошков. Кстати, на проведение подводных исследований нужно получить так называемый открытый лист, который Министерство культуры выдает квалифицированному специалисту-археологу.

По оценке экспертов, на дне морей и океанов покоятся около 250 тысяч кораблей, затонувших только за последние 400 лет. В их трюмах находятся огромные богатства на общую сумму более S600 миллиардов (НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ)

Царская карета и два колокола

У берегов России самая густая концентрация кораблекрушений - Финский залив. Здесь же были сделаны и самые интересные находки.

  • 1953 год. Недалеко от города Турку финны обнаружили русский галиот «Святой Михаил». В октябре 1747-го он вез из Амстердама в Петербург ценности для русского императорского двора. Во время шторма корабль погиб. Со дна подняли коллекцию мейсенского фарфора, золотых и серебряных часов, 34 золотые табакерки, золотые элементы мебели и даже золоченый кабриолет - подарок датского короля императрице Елизавете Петровне. Все это находится в музеях Финляндии.
  • 1981 год. В Баренцевом море прошла операция по подъему золота с английского крейсера «Эдинбург», потопленного немцами в апреле 1942 г. Он шел во главе конвоя судов из Мурманска в Великобританию. На борту было 5,5 тонны (465 штук) золотых слитков, предназначенных для уплаты союзникам по антигитлеровской коалиции за военные поставки в СССР. Поднятое золото поделили между СССР и Великобританией в пропорции три к одному.
  • 1987 год. У острова Мулан финский дайвер-любитель наткнулся на судно, затонувшее в 1617 г. «Муланский корабль» перевозил награбленное шведами в Новгороде в 1611 - 1617 гг. С судна подняли два колокола и монеты времен Ивана Грозного и Василия Шуйского.
  • 1999 год. Финны нашли датский корабль «Фрау Мария», затонувший в 1771 г. Он вез в Петербург коллекцию произведений искусства, купленную Екатериной II в Нидерландах для Эрмитажа. Там могли быть 27 картин голландских художников XVI - XVII веков, включая Рембрандта, коллекция фарфора, золотые и серебряные изделия, монеты. Общая стоимость уцелевшего груза оценивается минимум в 500 миллионов евро.





Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов»: масштабы потрясают
Что тебе снится, крейсер «Аврора»? Удивительная история знаменитого корабля