Что тебе снится, крейсер «Аврора»? Удивительная история знаменитого корабля

Отреставрированный крейсер «Аврора» на месте постоянной стоянки у Петроградской набережной
Отреставрированный крейсер «Аврора» на месте постоянной стоянки у Петроградской набережной
Крейсер «Аврора» — один из главных символов Октябрьской революции. Спущенный на воду в 1900 году, корабль прошел три войны и две революции. А на вечной стоянке стал символом Северной столицы России.

Крейсер «Аврора» — не первый корабль с таким именем. В честь римской богини утренней зари в 1833 году так был назван парусный фрегат. Бабушка «Аврора» в то время успела совершить два кругосветных путешествия и участвовала в морских боях в годы Крымской войны. После 28 лет службы фрегат ушел на покой, прославив свое имя.

В 1897 на верфи «Новое адмиралтейство» началась постройка корабля класса «Диана», который в будущем стал легендой. Тогда «Аврору» хотели назвать Полканом или Боярином, но император Николай II собственноручно в документах вписал новое имя как у фрегата-прародителя. Новая «Аврора» была спущена на воду в 1900 году.

Крейсер-«Аврора»
Крейсер «Аврора» на испытаниях,1903 г. 

Почти сразу «Аврора» стала участницей Русско-Японской войны, где моряки отважно сражались в битве при Цусиме. Там был убит первый капитан крейсера — Евгений Егорьев. В родной порт после войны корабль вернулся только к 1906 году.

В Первую мировую «Аврору» использовали в основном как вспомогательную мощь, ведь к тому времени считалось, что крейсер устарел. С немецкими кораблями он уже был не сравним, но все же в нескольких крупных столкновениях поучаствовал.

Крейсер «Аврора» во время ремонта на Франко-Русском заводе, 1917 год
Крейсер «Аврора» во время ремонта на Франко-Русском заводе, 1917 год 

Существует легенда, будто во время событий 1917 года именно «Аврора» дала сигнал к штурму Зимнего дворца. Это не совсем правда. Моряки с крейсера действительно поддержали Февральскую революцию, но выстрел из орудий они давали за несколько часов до начала штурма. Авроровцы позже публично заявили, что залп был дан для предупреждения кораблей в акватории Невы.

Срок службы крейсеров класса «Диана» был по документам 25 лет. Но «Авроре» к началу Второй мировой войны было уже больше 40 лет. Конечно, орудия успели модернизировать, но в Ленинграде крейсер служил больше как ПВО. За годы войны «Аврора» получила 7 серьезных повреждений корпуса, но потопить ее так и не удалось.

В 1948 году крейсер отправили на вечную стоянку на берегу Невы. С тех пор «Аврору» несколько раз полностью ремонтировали, но все равно возвращали в родную гавань.

«Аврору» буксируют на ремонт в доки Кронштадта
«Аврору» буксируют на ремонт в доки Кронштадта