Шедевры советского плаката: как в СССР проходили антиалкогольные кампании

Фото: Александр Щербак / ТАСС

Вся история советской страны сопровождалась непрерывной и малоуспешной борьбой с зеленым змием

В рождественские праздники 1909-10 годов в дореволюционной России прошел первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. Он открылся 10 января 1910 года (по новому стилю) в Санкт-Петербурге, в Дворянском собрании, где присутствовали несколько сотен человек. С главным пороком, перед которым не может устоять русская душа, начали бороться еще в царской России – и продолжили в советской. В СССР антиалкогольные кампании приобрели новый размах. К пропаганде трезвого образа жизни привлекали Александра Родченко, Виктора Дени, Дмитрия Моора и других знаменитых художников-плакатистов.

Сколько водки в ведрах

Дореволюционный антиалкогольный плакат

Первая антиалкогольная кампания стартовала в молодой Стране Советов вскоре после революции – в 1917 году. В дореволюционной России пили от души – статистика исчислялась не в литрах, а в ведрах. По данным на 1913 год, в империи было употреблено 104 млн ведер водки (или 0,66 ведра на душу населения, в городах сорокоградусную употребляли в три раза больше) и 94 млн ведер пива (примерно полведра на душу). Зато вино почти не пили – на его долю приходилось всего 25 млн ведер

Советский плакат времен первой антиалкогольной компании

Одним из первых распоряжений новой власти стал приказ о запрете производства различных алкогольных напитков, действующий «до особого распоряжения». Населению попытались привить другую культуру пития – неалкогольного. Новая власть активно популяризировала чай, военных и многих рабочих даже снабжали им бесплатно. Но нелегальное производство спиртного и самогоноварение процветало.

Мы наш, мы новый мир построим

Антиалкогольный плакат художника Виктора Дени со стихами Демьяна Бедного

Сняли запрет, который все слои населения пытались обойтись всеми силами – и достаточно успешно, – лишь летом 1923 года. Но алкогольная вольница и знаменитые пивные нэпмановских времен просуществовали недолго. Уже в 1929 году гайки серьезно закрутили, а многочисленные пивнушки и другие забегаловки, которые как грибы после дождя выросли в годы нэмпановского изобилия, переоборудовали в столовые и чайные. Делалось все, разумеется, «по просьбам трудящихся».

Антиалкогольный плакат конца 20-х

В 1928 году вышел первый номер антиалкогольного журнала «Трезвость и культура», ставшего главным печатным органом борьбы с алкоголизмом и выходившего в таком виде до 1932 года. «Борьба с алкоголизмом – борьба за культуру» – гласила передовица. «Нам надо строить Днепростой, а не пропивать сотни миллионов рублей», – напоминали читателям.

Антиалкогольный плакат, художники И. Янг, А. Черномырдин, 1929 год

Также в первом номере сообщалось, что «водка и прочие дурманы» ведут назад к капитализму, а не вперед, в светлое коммунистическое будущее. Приводилась и статистика – если в годы первой антиалкогольной кампании официальное потребление водки, можно сказать, сошло на нет, составив меньше чем миллион ведер, то к 1927-28 гг. оно выросло до 41 млн. Пива граждане вливали в себя меньше – около 30 млн ведер.

Антиалкогольный плакат, художники И. Янг, А. Черномырдин, 1929 год

Пьянству – бой

Советский антиалкогольный плакат

Новым спасителем страны себя объявил Никита Сергеевич. Разобравшись с ворами в законе, проститутками и другими антисоциально-аморальными элементами, Хрущев серьезно взялся как за беспробудных пьяниц, так и за тихих алкоголиков. Из заводских буфетов убрали все спиртное, включая пиво, из промышленных зон срочно были изгнаны торгующие алкоголем магазины. Выпивающих вызывали на парткомы и товарищеские суды, чем стали успешно пользоваться их жены: после жалобы на работу там обязаны были принять меры. И принимали: лишали премий, исключали из партии, могли даже уволить.

Антиалкогольный плакат, художник А. Мосин, конец 1950-х

В конце 60-х начали создаваться лечебно-трудовые профилактории, а в 1967 году Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц». Самых неподдающихся могли упечь в ЛТП на два года, причем им было немногим лучше, чем зекам, – сбежавших из профилактория ждала соответствующая статья УК.

Самый знаменитый советский антиалкогольный плакат

Следующий виток борьбы, которую власть десятилетиями проигрывала, но надеялась все же однажды выиграть, стартовал в 1972 году, именно тогда родился и знаменитый лозунг «Пьянству – бой!». Цены на спиртное взлетели, водка крепостью выше 50 градусов исчезла с прилавков, крепким спиртным разрешили торговать только с 11 до 19 часов. Тогда же в рамках идеологической борьбы начали активно вырезать из фильмов сцены с употреблением спиртного – в следующую, горбачевскую антиалкогольную компанию эту традицию успешно продолжили.

Магазин закрыт до двух…

Почтовая марка «Трезвость – норма жизни», 1985 год

В вышедшем в 1984 году всенародно любимом фильме «Любовь и голуби» было достаточно сцен со спиртным – многие из них не пропустила цензура. В опале оказалась и знаменитая «Ирония судьбы», что же говорить о короткометражке Леонида Гайдая с говорящим названием «Самогонщики»?

В мае 1985 года, пока вся страна отдыхала, и большая ее часть – пила, ЦК КПСС и Совмин приняли постановления о повсеместном усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом и искоренении самогоноварения. А обе тенденции к тому моменту приобрели катастрофические масштабы. Есть данные, что в начале 80-х мужским населением СССР выпивалось почти в три раза больше бутылок водки, чем в дореволюционные времена, при этом сорокоградусная составляла не более трети от общего количества горячительного – еще были самогон, вино, пиво, различные денатураты и спиртовые настойки.

Плакат «Водка влечет за собой…», середина 80-х

Благодаря стараниям «минерального генсека» и «Лимонадного Джо», как прозвали в народе Горбачева, официальные продажи спиртного заметно сократились. Войну объявили не только крепким напиткам, но и вину, массово вырубались виноградники. «Магазин закрыт до двух, ключ – у Горбачева», – начали шутить в народе после того, как торговать спиртным разрешили только с обеда. Но ни очередные скачки цен, ни закрытие магазинов и ограничение времени продажи спиртного, ни рейды дружинников по паркам и скверам, ни другие подобные мероприятия так и не смогли отучить пить страну. ЛТП были переполнены. В народном творчестве «передавали привет» умершему Леониду Ильичу: «Передайте Брежневу, будем пить по-прежнему».

Плакат художника В.Соловьева "Пьянство разрушает семью". Фотохроника ТАСС

Пока одни отмечали безалкогольные свадьбы и создавали образцово-показательные «зоны трезвости», другие гнали самогон, пытались делать домашнее вино или стояли в очередях за одеколонами. «Горюй, Маруся, одеколона я напьюся», - ходила частушка. Особо изысканными «напитками» в определенных кругах считались немецкие спиртовые лосьоны для укрепления волос: спирт у немцев всегда был качественный.

Плакат издательства «Плакат», художники С. Смирнов и В. Бабенко. Фотохроника ТАСС

Самая масштабная – и последняя в советской истории антиалкогольная кампания длилась около двух лет. Уже в 1987 на фоне массового недовольства и охватившего страну экономического кризиса ее начали сворачивать. А в 90-е страна начала пить даже в больших количествах, чем до начала государственной борьбы с пьянством. Как впоследствии сокрушался Горбачев, из-за допущенных ошибок хорошее дело «закончилось бесславно».