Мифы об Иване Грозном, которые раздражают историков

Виктор Васнецов. Фрагмент картины «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

Иван IV вошел в историю как злодей, самодур, сыноубийца – страшными байками про него можно пугать детей

В январе 1547 года, 16-го числа, в Успенском соборе московского Кремля состоялось первое в русской истории венчание на царство. Так великий князь Московский Иван IV, сохранившийся в памяти потомков как Грозный, стал первым официальным царем на Руси. За прошедшие века эта легендарная историческая личность обросла множеством мифов, которые западают в наши головы со школьной скамьи.

Иван Грозный получил свое знаменитое прозвище за исключительную жестокость

Иван IV. Гравюра XVI века, автор Христоф Вайгель

Самый популярный миф об Иване Грозном. На самом деле у историков нет однозначного ответа на вопрос, почему, как и когда государь, царь и великий князь всея Руси получил свое легендарное прозвище, под которым вошел в историю.

По одной из версий, виновата во всем сильнейшая гроза, разразившаяся в ту ночь, когда он родился. По другой – Ивану Васильевичу передали «по наследству» прозвище его деда, Ивана III, бывшего грозой многочисленных врагов Руси, и имевшего также прозвища «Великий» и «Правосуд». Ее приверженцы считают, что в данном случае «Грозный» больше близок по смыслу к словам «справедливый» и «смелый», чем к слову «жестокий»

Что интересно – в источниках XVI века это знаменитое прозвище Ивана IV отсутствует. Как предполагает историк Руслан Скрынников, считающийся одним из главных отечественных специалистов по Грозному, оно приклеилось к царю много позже – когда его деяния обросли многочисленными мифами и легендами. Этому значительно способствовал Николай Карамзин, исторические книги которого местами напоминают беллетристику.

Иван Грозный отправил на тот свет сотни тысяч невинных душ

На самом деле число жертв царя намного меньше, а его кровожадность сильно преувеличена. Постарались в этом сразу несколько поколений историков, начиная с современников Ивана Васильевича. Так, английский дипломат и историк Джером Горсей, живший в эпоху правления Ивана Грозного в России, утверждал, что в новгородском погроме 1569-1570 годов, который считается одним из самых жестоких деяний Ивана IV, погибло около 700 тысяч человек. Все бы ничего, только население города тогда было как минимум раз в двадцать меньше.

Да и «скромные» данные российских историков о более чем десяти тысячах жертвах новгородского погрома также могут быть сильно преувеличены. В те месяцы на Руси свирепствовала чума, особенно от нее пострадали Москва и северо-запад, включая Новгород. Так что большая часть «жертв» царя на самом деле, скорее всего, жертвы чумы, унесшей тогда в общей сложности на Руси жизни около 3000 человек.

Иван Грозный убил своего сына

Илья Репин. «Иван Грозный убивает своего сына»

И не просто убил, а зверски и жестоко, в гневе проломил голову. Особенно этот миф навязывала католическая церковь, которой было выгодно представить в самом неприглядном виде православного царя становящейся все более могущественной страны. Отцом мифа считается иезуит Антонио Поссевино, бывший личным врагом Ивана Грозного. Вот откуда растут ноги у знаменитой картины Репина, благодаря которой даже школьники знают: царь был сыноубийцей.

Сам факт убийства тем образом, который изобразил художник, вызывает серьезное сомнение у современных историков, как и то, что Иван Великий был сыноубийцей в принципе. Серьезные ссоры с рукоприкладством между ними были – но до убийства дело вряд ли могло дойти.

Наиболее достоверной причиной смерти несчастного царевича сегодня считается отравление. Как показала экспертиза, содержание ртути в его останках больше предельно допустимой нормы в 30 с лишним раз. Скорее всего, Ивана Ивановича травили намеренно, на протяжении многих лет, как и его отца, – просто организм последнего, здорового широкоплечего детины 180 сантиметров роста, каким царь был в лучшие годы, оказался более крепок.

Кроме того, изучив после вскрытия саркофага сохранившуюся прядь волос сына Ивана Грозного, эксперты не нашли на ней никаких следов крови – а она бы обязательно была при том способе, который изобразил Репин.

Иван Грозный был самым «казнящим» правителем своей эпохи

Как считают отечественные историки, за время устроенного Иваном Васильевичем террора по решению суда было казнено около четырех тысяч человек. По тем временам – ничтожное число. В «просвещенной» Европе в тот период на тот свет отправляли десятки, сотни тысяч, чаще всего – без суда и следствия.

Таким изображали Ивана Грозного европейцы. Немецкая гравюра-аллегория конца XVIII века

Только в одну Варфоломеевскую ночь в 1572 году при непосредственном участии французского короля Карла IX (то есть в самый разгар грозненской опричнины) было казнено – по приблизительным оценкам – не менее 3 тысяч протестантов – а в последующие две недели еще около 30 тысяч. А в Нидерландах за те же десятилетия, которые правил русский царь (с 1547 по 1584 годы) на тот свет было отправлено около 100 тысяч жителей, почти треть из них сожгли живьем.

Иван Грозный ненавидел бояр

Аполлинарий Васнецов. «Московский застенок. Конец XVI века», 1912 год

За что и казнил их, открыто или тайно. Например, посылая в дар чаши с отравленным вином. Миф о «добрых», ни в чем не повинных боярах, ставших жертвами жестокого самодержца, годится только для школьников начальных классов. Любой человек, более-менее серьезно изучавший историю того времени, обнаружит огромное количество документов о еще более огромном количестве заговоров, в которых участвовали бояре.

В середине 60-х в руки Ивану Грозному попал ряд писем, в которых лучшие представители Боярской думы обсуждали с польским королем и литовским гетманом стратегию смещения царя и другие детали заговора. Это и стало началом «дела» Боярской думы, закончившегося пытками и массовыми казнями. Личная ненависть к боярскому сословию? Скорее борьба за власть и за элементарное выживание. Любопытно, что в последние десятилетия российские историки обнаружили немало документов, свидетельствующих о том, что многие жертвы-бояре Грозному были приписаны историками предыдущих столетий. Хотя утверждалось, что им отрубили голову или посадили на кол, находились документы, что после своей «смерти» те жили-здравствовали в какой-нибудь глуши.

К слову, в конце жизни Иван Васильевич раскаялся в том, что загубил столько душ. По некоторым сведениям, даже составил список всех им убитых, которых велел поминать в монастырях.