Пусть небо встретит тебя синевой! Памяти Павла Поповских

Павел Поповских. Фото: Минобороны России
Павел Поповских. Фото: Минобороны России
Сегодня все десантное братство России, советские десантники, разбросанные судьбой по всему миру, скорбят от невосполнимой потери. Ушел из жизни легендарный боевой офицер, человек высокой чести и непревзойденной доблести Павел Яковлевич Поповских.

Ветеран воздушно десантных войск и спецназа, бывший начальник разведки ВДВ, человек по учебникам которого обучалось не одно поколение десантников. По его боевому пути можно изучать кровавую историю последних лет СССР и становления России. Сумгаит, Баку, Вильнюс, Абхазия, Приднестровье и, конечно же, Чечня…

В новостных сообщениях сегодня мы читаем: «Умер обвинявшийся в убийстве Дмитрия Холодова…» И ни слова о настоящей жизни Павла Яковлевича.

А жизнь эта складывалась непросто. Для мелкотравчатых политиканов, управлявших некогда великой державой, он, имевший собственной четкое мнение по всем насущным вопросам, казался фигурой подозрительной и даже опасной. Поповских старался держаться вне политики, однако жизнь заставляла его вплотную заниматься этим неблагодарным делом. Не праздными речами и маниловскими прожектами, а, как и положено солдату, с оружием в руках, защищая власть, которая готова была скормить его врагу – как явному, так и скрытому. За голову его и каждого из солдат созданного им 45-го полка Специального Назначения ВДВ, Джохар Дудаев обещал высокую награду, а пока эти головы не принесли, запрещал своим моджахедам прямые боестолкновения с «серыми волками» (голова серого волка на фоне парашюта -- эмблема 45-го полка спецназа).

Во время новогоднего штурма Грозного попытка закидать шапками «бандитов» очень дорого обошлась российской армии. В столице Чечни наши войска поджидала не «кодла бородатых отморозков», дорвавшихся до оружия, как о том твердили пропагандисты, а обученная, хорошо подготовленная к бою в городских условия группировка. Наши потери были страшными. В этих условиях командование бросило в бой свой последний резерв – недавно сформированный 45-й полк под командой полковника Поповских. Уникальную и наиболее боеспособную ударную часть России того времени.

Полк был сформирован всего за год до описываемых событий и кроме боевых подразделений, обстрелянных в национальных военных конфликтах на территории бывшего СССР, имел собственную разведку (как войсковую, так и агентурную, и техническую), свой отряд БПЛА, отряд психологической войны со средствами теле и радиовещания и собственной типографией. Основой для формировавшегося полка стали 218-й отдельный батальон спецназа, прошедший через Нагорный Карабах, Абхазию и Приднестровье, а также 901-й десантно-штурмовой батальон, геройски оборонявшийся в Сухумской осаде. Кадры в этот полк Павел Яковлевич набирал с особой тщательности. В годы либерального крушения Отечества 45-й полк специального назначения ВДВ, по сути, стал зародышем новой российской армии.

Но 1 января 1995 года командование отправило его в пекло Грозного. Бросило, как последний козырь, чтобы спасти героически державшуюся группировку генерала Рохлина, простреливаемую моджахедами со всех сторон. Сегодня это кажется абсурдным, но в тот момент на каждого нашего солдата приходилось по пять моджахедов. И подготовка, и снабжение, и моральный дух у них были куда выше, чем у наших необстрелянных срочников. Казалось, бойцам, угодившим в чеченский капкан, остается либо погибнуть, либо попасть в плен. В этот момент и появился на позициях российских войск 45-й полк во главе со своим отважным и несгибаемым командиром. Пробившись с боем к генералу Рохлину, разведчики поломали все представления боевиков о том, как воюют русские солдаты.

Вооруженные только стрелковым оружием и гранатами, без минометов, артиллерии и поддержки авиации, маневренные группы полка фактически разорвали в клочья кольцо окружения. Исчезая и появляясь в самых неожиданных местах, спецназовцы начали жесткую истребительную работу в тылу дудаевцев. Очень скоро враг ощутил, что игры закончились. Растерзав подразделения боевиков, окружавшее остатки войск генерала Рохлина, солдаты полка, который моджахеды в панике уже окрестили «президентским», пошли на дворец, служивший ставкой мятежного генерала Дудаева. Полк захватил прикрывавшие подступы к нему здания жилой высотки и Института Нефтехимии. Заняв эти господствующие высоты, после тщательной разведки и тихой зачистки люди Поповских смели охранение резиденции, открыв дорогу забуксовавшим мотострелкам и скорректировав огонь нашей артиллерии. Ход сражения был переломлен, и победа, казавшаяся дудаевцам скорой и абсолютной, ускользнула из их рук.

Павел Яковлевич Поповских на одном из судов после «дела Холодова». Фото: Юрий Машков / ИТАР-ТАСС
Павел Яковлевич Поповских на одном из судов после «дела Холодова». Фото: Юрий Машков / ИТАР-ТАСС

Но возвращение из горнила боев не сулило Павлу Яковлевичу ничего хорошего. Его причастность к победе раздражала многих носителей широких лампас и строгих костюмов, позорно сливших нашу армию в 1-й Чеченской войне. А уж близость к генералу Павлу Грачеву, тоже десантнику и товарищу П.Я. Поповских по Военной академии им. Фрунзе и вовсе делала фигурой очень удобной для удара по тогдашнему министру обороны (как бы автор ни относился к спорной фигуре генерала Грачева, это была просто грязная подковерная борьба властных элит за влияние на Ельцина). Павла Яковлевича и еще нескольких офицеров 218-го батальона спецназа обвинили в громком убийстве журналиста Дмитрия Холодова 18 октября 1994 года.

Заказной правовой беспредел и прессинг по отношению к «подозреваемым» с целью сломить их волю, принять на себя вину и, главное, подставить под удар генерала Грачева был крайне жестким. Несломленный полковник и его спецназовцы стали костью в горле у Генпрокуратуры и тех, кто стоял за ней. Его стойкость и уверенность в собственной правоте, слава Богу, дали результаты – дело развалилось с треском. Герои были полностью оправданы, реабилитированы и им был компенсирован моральный и материальный вред. А поиски реальных убийц Дмитрия Холодова, с тех пор так и не увенчались успехом. И особой прыти в этом деле сейчас не видать.

До последнего своего дня полковник Поповских вел активную деятельность по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, работал в Союзе десантников России и Международном союзе десантников. В 2010 году он в полный голос обратился к презираемому армией и всей отечественной военной общественностью министру обороны Сердюкову с требованием извинений перед оскорбленным им начальником Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, героем России, полковником Андреем Красовым. Авторитет и уважение десантников, спецназовцев и войсковых разведчиков к Павлу Яковлевичу невозможно переоценить. Боевой офицер, награжденный 12-ю орденами и медалями, он был настоящим примером для каждого воина-маргеловца.

Написанные им или под его руководством учебники по боевой подготовке «Азбука разведчика», «Подготовка войскового разведчика», «Одиночная подготовка разведчиков», «Разведывательная подготовка парашютно-десантных подразделений» стали настоящей энциклопедией для разведчиков и всех тех, кто выбирает себе эту стезю. Его статьи о военной реформе всегда были остры и содержательны.

5 февраля 2018-го года полковника Поповских не стало. Но десантники не умирают. Они возвращаются в небо! Мир тебе, командир, боевой товарищ, учитель и настоящий воин! Пусть небо встретит тебя синевой!






10 малоизвестных фактов из жизни Михаила Державина
Цыганка нагадала смерть: Георгий Бурков знал, что рано покинет этот мир