Уральские самоцветы Василисы Чапаевой

Праправнучка героя Гражданской войны занимается огранкой драгоценных камней

Праправнучка героя Гражданской войны занимается огранкой драгоценных камней

Так получилось, что с представителями прославленной фамилии наша редакция дружит с тех самых пор, когда еще была жива дочь легендарного начдива Клавдия Васильевна ЧАПАЕВА. В 1997 году она тепло принимала меня в квартире на «Соколе», ее силами превращенной в музей. На одной из фотографий рядом с бабушкой я разглядела белокурую девчушку - Василисе, праправнучке красного командира, было тогда шесть лет. Сейчас Васе, как зовут ее близкие, 23. Улыбчивая, симпатичная блондинка пришла на встречу вместе с мужем Андреем и откровенно рассказала, что произошло в их семье за это время.

Василиса ЧАПАЕВА с мужем Андреем

Василиса ЧАПАЕВА с мужем Андреем

О Чапаевых раньше писали все кому не лень. А потом - как отрезало. Информации о том, что происходит в знаменитом семействе, в последние годы не было никакой. Зато появилось много домыслов. Чаще всего смаковали эту «новость»: после смерти Клавдии Васильевны ее внучка Евгения и правнучка Василиса уехали во Францию, где юная Вася стала жить с богатым любовником.
Мы встречаемся в подмосковном Раменском.
- Василиса, а как же Франция? - спрашиваю Чапаеву.
- Да не было никакой Франции! - смеется девушка. - Когда это написали, я была уже замужем, и Андрей тоже повеселился, когда нас с мамой молва отправила так далеко. После продажи бабушкиной квартиры мы поселились здесь, в Подмосковье. У мамы свой дом в поселке Удельная, где бабушка всегда снимала дачу, на которой я выросла. Так что эти места для нас родные.

Клавдия Васильевна ЧАПАЕВА с правнучкой в квартире, превращенной в музей (1997 г.)

Клавдия Васильевна ЧАПАЕВА с правнучкой в квартире, превращенной в музей (1997 г.)

- Квартиру на «Соколе» не удалось сохранить?
- У нас не было такого стремления. Наоборот, после смерти бабушки находиться там стало особенно тяжело. Мне всегда казалось, что в той квартире присутствовала чья-то маетная душа. Сколько себя помню, ночами мне там было очень страшно - может, оттого, что дома в Чапаевском переулке стоят на бывшем погосте. Бабушка, вероятно, тоже чувствовала себя в тех стенах неуютно - всегда спала с ночником. Можно было квартиру освятить, как нам советовали, но бабушка была убежденной атеисткой и даже мне не разрешала креститься. Меня окрестили в десять лет после ее смерти. Клавдия Васильевна потеряла веру в Бога, когда умерла ее мать, погиб отец, не стало дедушки с бабушкой. Ей пришлось беспризорничать, пройти детдом. Она мало об этом рассказывала, но было видно, как больно ей это вспоминать.
Кстати, бабушкина квартира все время стоит на продаже - владельцы то и дело меняются. Видно, им тоже там не комфортно. Может, дух бабушки им мешает. Не знаю.

Руководители Московского морского кадетского корпуса любили рассказывать о необычной ученице

Руководители Московского морского кадетского корпуса любили рассказывать о необычной ученице

- А где находится знаменитый чапаевский архив?
- Он хранится у мамы, она с ним работает, пишет книгу об истории семьи. Все цело, не беспокойтесь. Был неприятный момент, когда мой дедушка Артур - мамин папа - решил продать уникальные документы и редкие фотографии каким-то людям. Случайно узнав об этом, мама с отцом ночью погрузили все в машину и вывезли. Наутро дед пришел, а на стенах одни гвозди остались. Он был в бешенстве.
У мамы с отцом - моим дедом - на протяжении всей жизни были очень сложные отношения. Он на всяких ток-шоу про нас нехорошо говорил. Я мало с ним общалась - он не слишком мной интересовался. Сейчас его уже нет в живых.
- А с родственниками со стороны двоюродного дедушки - брата Клавдии Васильевны Александра - у вас какие отношения? Они не возражали, когда вы решили продать квартиру-музей?
- Эти люди никаким образом не касались бабушкиной жилплощади. Александр Васильевич Чапаев был генерал-майором, у него своя прекрасная квартира. Но, к сожалению, с той родней мы тоже не общаемся. Это пошло еще с тех пор, когда я совсем маленькая была. Сейчас мы больше поддерживаем отношения с троюродными дядями-тетями, которые живут в Чебоксарах. Именно там я рожала сына Андрюшку.

Знаменитый архив, посвященный памяти легендарного начдива, теперь хранится у мамы Василисы - Евгении Артуровны

Знаменитый архив, посвященный памяти легендарного начдива, теперь хранится у мамы Василисы - Евгении Артуровны

- То есть вы, беременная, поехали на родину предков? Так же, как ваша мама.
- Она посоветовала мне рожать именно в Чебоксарах, так как медицинское обслуживание там лучше, чем в Москве. Но до чапаевской колыбели, в которую, по преданию, меня положили сразу после рождения, дело не дошло. Схватки начались стремительно, и сынишка не пожелал ждать, пока все организуют.

Познакомились, стоя в пробке

- Ваш сын носит фамилию Чапаев?
- Да, хотя нам с мужем пришлось бросать монетку. Трижды выпал орел - Чапаев, и супруг сдался. Андрей-старший - его фамилия Комарь - работает в системе МВД. Когда муж сказал об этом, я очень обрадовалась - у меня же все связаны с военной службой. Андрей не сразу узнал, что я Чапаева. Мы познакомились в автомобильной пробке - три часа торчали в Москве на Садовом кольце. А потом вдруг разговорились, съехали к тротуару и пошли в «Атриум» пить кофе. Уже через неделю мы решили жить вместе. Нашему сыну в октябре исполнится четыре года.

Андрей ЧАПАЕВ

Андрей ЧАПАЕВ

- Но вы, Василиса, не стали менять фамилию - прапрадед наверняка бы вами гордился!
- Когда я вышла замуж, на мое имя уже была зарегистрирована фирма по обработке камней. Я - индивидуальный предприниматель, Чапаева Василиса Викторовна. Менять документы было сложно.
- Почему камни? Тоже зов крови - тоска по уральским самоцветам?
- Это увлечение появилось у меня сразу после школы. Но мне в то время было всего 15 лет, и никто не хотел брать на работу несовершеннолетнего работника. Я с горем пополам устроилась секретарем в строительную компанию, а потом познакомилась с огранщиком, который искал человека, способного вести документацию, искать клиентов, отвечать за менеджмент. Постепенно всему научилась. Параллельно окончила Институт журналистики и литературного творчества, и во время кризиса 2008 года поработала по специальности - в Управлении информации ГУ МВД. Но потом камни взяли верх, и я вернулась в фирму.

23-летняя Василиса знает толк в драгоценных камнях (Фото: mignews.com.ua)

23-летняя Василиса знает толк в драгоценных камнях (Фото: mignews.com.ua)

- Как же вы школу окончили в 15 лет? Вундеркинд?
- Так получилось, что из второго класса я сразу перешла в пятый - родители решили перевести меня из обычной школы в кадетский корпус, куда принимали только с пятого класса. Идея отправить праправнучку Чапаева в кадеты им очень понравилась. А я... Ну что может ребенок в девять лет соображать? Мне сказали: «Надо» - я и согласилась. Вставала в пять утра, чтобы к восьми доехать из дома на построение, маршировала по плацу, форму эту таскала. Тяжело - я же самая маленькая была. Но планы строила серьезные. Хотела поступать в военную академию, стать переводчиком - в кадетском корпусе я изучала японский язык. Однако после травмы спины мама забрала меня из этого заведения. Во время выступления кто-то толкнул меня со сцены, и я упала с полутораметровой высоты. Разбираться не стали: в то время в кадетском корпусе училось много детей из неблагополучных семей. Думаю, в определенном смысле мой уход стал для корпуса потерей: мое лицо тогда постоянно где-то мелькало, и директор под это дело прекрасно обустроил все помещения. Я приезжала туда на выпуск - просто дворец. И вспомнила наши убитые классы, жуткие парты. Вот, думаю, что ж я-то не учусь в таком великолепии?!

Волжские щи лезли из ушей

- В сентябре ваша семья отметит очередную годовщину со дня смерти Клавдии Васильевны. А вы помните общение с бабушкой?
- Конечно, помню. Я в основном с ней и росла. Никогда не забуду ее пироги, которые она умудрялась испечь поштучно: один с морковкой, один с луком и яйцом и один с картошкой. Делала ровно столько, чтобы нам с ней съесть.
Бабушка окончила Институт пищевой промышленности, но готовить не очень любила. Ее коронное блюдо - щи волжские в кастрюле на десять литров, которые всей семьей мы ели неделю, пока они уже из ушей не лезли.
Помню, Клавдия Васильевна с огромным пиететом относилась ко всему, что связано с советским периодом. У нее в коллекции было много разных бюстов. Я как-то взяла один поиграть - это была фарфоровая статуэтка юного Ленина. И нечаянно отбила ему голову. В надежде, что бабушка ничего не заметит, я прилепила ее к туловищу синим пластилином. Но бабуля, хоть и была подслеповата, разглядела, что у Ильича на шее что-то синеет. Гнев ее был ужасен. Она гонялась за мной по квартире и кричала, что Чапаев порубил бы меня в щепки. А я вопила: «Убивают!» - и даже не знала, за кого мне так досталось.
Бабушка умерла в 1998 году, в 87 лет, когда я пошла в первый класс. Она хорошую жизнь прожила и, видимо, была счастлива. По ее словам, целью ее жизни была популяризация имени отца. Все, что могла, она сделала. Наверное, в России не осталось городов, в которых нет улицы Чапаева. Вот и мой папа родился на улице Чапаева в Жуковском и всегда говорил маме: «Женя, это был знак!»



автор