Что нужно знать о самой знаменитой пешеходной улице, чтобы сойти за москвича

Старый Арбат, символ Москвы, must see для гостей столицы и всех иностранцев, менялся вместе с городом
Wikimedia

Об этой улице слагали песни и стихи, снимали фильмы. К современному, реконструированному и облагороженному Старому Арбату можно относиться по-разному. Кто-то с удовольствием делает селфи на фоне парадных фасадов, затейливых цветочных композиций и фонарей в ретро-стиле, кто-то сокрушается, что старинный московско-арбатский дух сегодня не сыщешь даже в соседних переулках. Но чего у Старого Арбата не отнимешь – так это его истории, которая помнит многое и многих и хранит не мало тайн.

Непрестижное предместье

Михаил Гермашев, Улица Арбат, конец XIX века. Wikimedia
Михаил Гермашев, Улица Арбат, конец XIX века. Wikimedia

Это сегодня недвижимость в районе Старого Арбата – одна из самых дорогих в столице. А когда-то тут была окраина, предместье за стенами Белого города. Версий о происхождении названия улицы несколько, но основная такова: слово «арбат» или «орбат» от арабского «арбад» – пригород, предместье, так назывался район к западу от Кремля между сегодняшними Знаменкой и Большой Волхонкой.

Первое упоминание об «Орбате» относится к 1475 году. А сама улица долгое время называлась Арбацкой. Здесь жили кузнецы и ремесленники, стрельцы – времена знати настали уже позже.

Современную протяженность Арбат получил лишь к концу XVI века. В XVII веке Арбатская успела недолго побывать Смоленской – но новое название не прижилось. А своей славе самой престижной улицы столицы Арбат обязан сильнейшему пожару 1736 года, когда выгорел почти дотла – и его решили расширить и перестроить. В новых особняках поселились представители самых знатных фамилий.

Кстати: Среди других версий происхождения слова «Арбат» фигурирует также монгольская: в слободе неподалеку долго время делали арбы – телеги.

Криминальный и торговый Арбат

Вскоре после Октябрьской революции, в 20-е годы, к престижной аристократической улице пришла лихая слава. В особняках разместились коммуналки, в переулках шпана экспроприировала у возвращавшихся слишком поздно старожилов наличные, дорогие часы и другие сохранившиеся ценности.

Открытка с видом Арбата, начало ХХ века. Wikimedia
Открытка с видом Арбата, начало ХХ века. Wikimedia

К слову, тогда же, в 20-30-е, за районом Арбата начала закрепляться слава антикварной Мекки: фамильные ценности отдавали за копейки на стихийных барахолках, возникающих неподалеку, а после того как за очередными «уплотненными» старожилами приезжал черный «воронок» и они пропадали бесследно, – в арбатских антикварных появлялся принадлежавший арестованным конфискат.

В последующие десятилетия за Арбатом закрепился статус антикварного центра – многое продавалось из-под полы. В начале 30-х к Арбату пришла не меркнущая по сей день слава бойкой торговой улицы: здесь открылся один из самых популярных торгсинов – за боны (специальные чеки, за которые в стране покупали валюту и ценности) в голодные годы там можно было приобрести самый дефицитный товар, от еды до одежды. Начиная с 60-х Арбат стал еще и Меккой фарцовщиков.

Военно-грузинская дорога

В те же 30-е улица стала частью «военно-грузинской дороги» – так остряки, рисковавшие сгинуть в лагерях, шепотом называли путь, по которому Сталин ездил на Ближнюю дачу в Кунцево.

Криминал ушел в тень, с ночным гоп-стопом было покончено. Улицу наводнили переодетые в штатское милиционеры. В руках они часто держали коробки из-под тортов – маскировались. А когда ночью проезжал кортеж вождя, сотрудники НКВД занимали свои посты на верхних этажах и чердаках – берегли «отца народов».

«Прага» в центре Москвы

К слову, тортами Арбат славился особо. Ведь в самом начале улицы, в доме № 2, построенном еще в XVII веке, в бывшем доходном доме, был знаменитый ресторан «Прага». Вначале в нем кутили извозчики. В конце 1890-х его приобрел купец Семен Тарарыкин и превратил в дорогой элитный ресторан, завсегдатаями которого были Бунин, Куприн и многие другие знаменитые люди своего времени.

Сегодня знаменитый некогда ресторан «Прага» закрыт. Wikimedia
Сегодня знаменитый некогда ресторан «Прага» закрыт. Wikimedia

В советские годы здесь были магазины, общественная столовая (в нее Киса Воробьянинов из «Двенадцати стульев» водил обедать Лизу), библиотека, и, наконец, с середины 50-х, снова ресторан – пожалуй, самый престижный в столице. Здесь устраивала банкеты элита, обсуждали и обмывали сделки воротилы криминального бизнеса.

Жаждущие попасть в один из девяти его знаменитых залов или хотя бы приобрести легендарный торт в местной кулинарии могли исполнить свою мечту до 2011-го (с перерывом на реконструкцию в середине 90-х). После того как стало известно о финансовом крахе бизнесмена Тельмана Исмаилова, который тогда владел «Прагой», ресторан закрыли на ремонт.

Последний троллейбус

Рабочие прокладывают пути для трамвая на Арбате, 1908 год. Wikimedia
Рабочие прокладывают пути для трамвая на Арбате, 1908 год. Wikimedia

Транспортные ограничения на Арбате – дело последних десятилетий. Раньше все было наоборот: Арбат был одной из первых столичных улиц, приветствовавших прогресс. В конце XIX века по Арбату начала ходить конка, а в начале ХХ века - электрический трамвай.

До 1970-х Старый Арбат был обычной для тех времен улицей с узкими тротуарами и двухсторонним автомобильным движением. Проект превращения его в пешеходную зону начал разрабатываться в 1974-м и окончательно воплотился в жизнь спустя 10 с лишним лет: первая очередь реконструкции, во время которой были заменены все системы коммуникаций, была сдана только в 1985-м. Весь транспорт пустили в обход – в частности, убрали на Новый Арбат маршрут знаменитого синего троллейбуса № 39 – именно о нем пел Булат Окуджава: «Последний троллейбус плывет по Москве…»

Когда Арбат офонарел?

Фонари, уличные торговцы и магазины антиквариата и сувениров – главные символы современного Старого Арбата. Wikimedia
Фонари, уличные торговцы и магазины антиквариата и сувениров – главные символы современного Старого Арбата. Wikimedia

Арбатские фонари, считающиеся сегодня одной из главных достопримечательностей улицы, появились в 1986-м – когда обновленная пешеходная улица была наконец открыта окончательно. Брусчатка взамен привычного асфальта, скамейки, цветочные клумбы и круглые фонари с рассеянным светом в стиле ретро – 132 фонаря выпустили на заводе им. Хруничева, специализировавшемся на авиатехнике, по спецзаказу. Правда, многим нововведение не понравилось. По Москве еще несколько лет гуляла шутка, что «Арбат офонарел». Говорили, что первым это сказал Булат Окуджава, но сам бард никогда сие не подтверждал.

Вам может быть интересно: