Как авианосец «Адмирал Кузнецов» нарушил приказ Главнокомандующего

В декабре 1991 года экипаж этого корабля отказался войти в состав ВМФ Украины, оставшись верным присяге русского моряка. Единственный авианосец СССР вопреки приказам и окрикам обогнул Европу и дошел из Севастополя до поселка Видяево (Мурманск-35), став одним из флагманов российского флота.
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в 2012 году. wikipedia
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в 2012 году. wikipedia
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в 2012 году. wikipedia «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в 2012 году. wikipedia

Первый полноценный авианосец СССР был заложен на стапелях Николаевского судостроительного завода в самый разгар последнего витка «Холодной войны» – 1 сентября 1982 года.

На стадии проектирования крейсер носил говорящее название «Советский Союз». Он должен был стать серьезным противником для американских авианосцев, которые практически безнаказанно хозяйничали в Тихом и Атлантическом океанах.

Советские конструкторы еще на этапе проектирования предусмотрели возможность вооружения этого суперкорабля самыми эффективными ракетными системами, которые можно было бы легко заменить более современным вооружением.

При закладке советский авианосец получил название «Рига» – видимо, инициаторы желали вдохнуть в неторопливых латышей военный дух. Но менее чем через три месяца, 22 ноября 1982 года, кораблю решили присвоить имя «Леонид Брежнев», увековечив таким образом память о многолетнем руководителе страны. Впоследствии руководители стали сменяться намного чаще, так что процедуры переименования просто не поспевали бы за «гонкой на лафетах».

Только в декабре 1985 года новый корабль спустили на воду, после чего началась его плановая достройка на плаву. Далеко не каждый может даже представить себе масштабы такого строительства. На более чем 300-метровый авианесущий крейсер устанавливались силовые установки невообразимых размеров, обеспечивающие кораблю автономное плавание в течении полутора месяцев.

Экипаж авианосца, состоявший из 1960 военнослужащих, имел возможность только за счет одного ракетного удара разгромить армии многих стран. А 28 истребителей и 24 вертолета боевых вертолета были способны превратить береговую линию страны средних размеров в сплошную пустыню.

«Леонид Брежнев» у достроечной стенки, иллюстрация из журнала Soviet Military Power 1987 года. wikipedia
«Леонид Брежнев» у достроечной стенки, иллюстрация из журнала Soviet Military Power 1987 года. wikipedia

Проблемы безвременья

Начало перестройки не очень сильно отразилось на скорости строительстве тяжелого авианесущего крейсера, который как воздух был необходим нашей стране. Правда, 11 августа 1987 года, когда начались разоблачения «эпохи застоя» его вновь переименовали, назвав ТАВКР «Тбилиси». Именно под таким названием летом 1989 года могучий корабль приступил к швартовым испытаниям, а уже в сентябре того же года его начали укомплектовывать экипажем.

Еще до конца 1989 года с палубы «Тбилиси» начали взлетать истребители, которые после выполнения боевых задач совершали плановую посадку, а к концу 1990 года корабль был готов к приему Государственной комиссией СССР по вооружениям.

После начала процесса распада великой страны «Тбилиси» вновь поменял свое имя (надеемся, в последний раз). В октябре 1990 года ему присвоили гордое название ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», хотя смекалистые моряки сразу же укоротили это название до «Адмирала Кузнецова».

Верность

В конце декабря 1990 года «Адмирал Кузнецов» был принят на вооружение ВМФ СССР, а с января следующего года зачислен в состав Северного флота, хотя и продолжал базироваться на рейде Севастополя.

После распада великой страны все новообразованные государства начали активно делить ее наследство, стараясь оторвать себе наиболее лакомые кусочки. Президент Украины Леонид Кравчук специальной телеграммой объявил о национализации ТАВКР «Адмирал Кузнецов» и потребовал от его экипажа подчинения законам этой страны.

Совершенно неожиданно для украинцев, да и для тогдашнего руководства России, моряки не захотели подчиняться этому приказу. В ночь на 1 декабря 1991 года «Адмирал Кузнецов» отправился в самое важное путешествие своей тогда еще недолгой истории. Всего за 24 дня он прорвался через проливы Босфор и Дарданеллы, миновал Средиземное море и, обогнув всю Западную Европу, вошел в Мурманский залив.

Ни одна из стран, несмотря на отчаянные требования Украины, так и не смогла воспрепятствовать этому эпическому переходу, о котором сегодня уже мало кому известно.

Авианесущий флагман страны

На первое полноценное боевое дежурство «Адмирал Кузнецов» вышел в декабре 1995 года, войдя в акваторию Средиземного моря. В год 300-летия российского флота моряки стран НАТО были несколько разочарованы, неожиданно увидев огромный корабль, с которого периодически взлетали истребители с красными звездами на крыльях.

За последующие годы ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» совершил несколько дальних переходов, неся боевое дежурство в Средиземном море. Благодаря мощи его вооружений на интересы России в этом регионе никто так и не посмел посягнуть.

В конце 2016 – начале 2017 годов «Адмирал Кузнецов» в составе российской эскадры совершил боевой рейд к берегам Сирии, где нанес несколько сокрушительных ракетных ударов по позициям боевиков террористической организации «Исламское государство». Высокую эффективность продемонстрировала и его авиация, которая несколькими точечными ударами уничтожала штабы, склады и военные заводы террористов.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на репетиции парада кораблей Северного флота и военно-спортивного праздника на Североморском рейде. 27 июля 2017 года. wikipedia
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на репетиции парада кораблей Северного флота и военно-спортивного праздника на Североморском рейде. 27 июля 2017 года. wikipedia

Немного о техническом оснащении и вооружениях

Сегодня ТАВРК «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» является настоящей плавающей крепостью, которая в течение 45 дней может нести автономное боевое дежурство в водах любого из земных океанов. Корабль может развивать скорость до 29 узлов или 54 км/час, а его трехслойная противоторпедная броня без труда выдерживает удар торпеды с зарядом в 400 кг

На вооружении «Адмирала Кузнецова» состоят:

  • навигационный комплекс «Бейсур»;
  • радиолокационный комплекс с ФАР «Марс-Пассат»;
  • радиолокационный комплекс МР-750 «Фрегат-МА»;
  • две радиолокационные системы МР-360 «Подкат»;
  • три РЛС «Вайгач»;
  • система управления авиацией «Резистор-К42»;
  • система управления авиацией «Газон»;
  • боевая информационно-управляющая система «Лесоруб»;
  • комплекс связи «Буран-2»;
  • подкильная поисковая гидроакустическая станция кругового обзора и указания целей «Полином-Т»;
  • опускаемая гидроакустическая станция «Звезда-М1»;
  • комплекс радиоэлектронной борьбы «Созвездие-БР»;
  • шесть шестиствольных автоматических зенитных установок АК-630;
  • 12 пусковых установок ПКРК «Гранит»;
  • 4 спаренных зенитно-ракетных артиллерийских комплекса «Кортик»;
  • 4 шестиствольных пусковых установки зенитно-ракетных комплексов «Кинжал»;
  • 2х10 реактивных комплексов противолодочной защиты РБУ-1200 «Удав»;
  • 14 палубных истребителей Су-22;
  • 2 самолета Су-25УТГ;
  • 10 палубных истребителей МиГ-29К;
  • 4 многофункциональных истребителей МиГ-29КУБ.

Уже в ближайшее время планируется начать перевооружение этого мощного корабля и установить на него пусковые установки новых гиперзвуковых ракет, разрабатываемых специалистами российского ОПК. Тогда с «Адмиралом Кузнецовым» не сможет соперничать ни один авианосец США, Великобритании и Китая, а границы Российской Федерации будут защищены еще более надежно.

Вам может быть интересно: