Менее чем через два месяца после Победы в Великой Отечественной могла начаться новая война. Ее тщательно готовили те, кого мы считали союзниками, а они себя - победителями фашизма. Хотя до последнего тянули с открытием второго фронта, ожидая, чья возьмет.
Великобритания планировала 1 июля 1945 года внезапно ударить по советским войскам в Германии, блицкригом отбросить их оттуда, уничтожить нашу авиацию и заблокировать балтийские порты.
План операции «Немыслимое» разрабатывался с апреля 1945-го и был представлен в Лондоне 22 мая. С названием, конечно, угадали. Представить, что англичане держали камень за пазухой, принимая вместе с нами капитуляцию фашистов, празднуя Победу, обсуждая послевоенную жизнь, и впрямь немыслимо. Но это так: документ рассекречен и доступен на сайте британского Национального архива.
К наступлению готовили 47 дивизий, среди них с десяток немецких - считали, они захотят отомстить за свое поражение. Их держали нерасформированными в Дании и в британской зоне оккупации в Германии. Эти, а также венгерские, эстонские, литовские и латвийские части, воевавшие на стороне фашистов, содержались не как военнопленные, а как действующая армия - с довольствием, знаками различия, повышениями по службе и даже отпусками. К 1 января 1946-го Черчилль обещал очистить Европу от коммунистов и заключить с СССР мир на своих условиях.
Сорвалось все благодаря разведчикам, передавшим сведения в Москву. Ну и американцы не очень-то поддержали британцев. Нет, они бы с радостью, но еще не была разгромлена Япония, а мы им для этого были нужны. Но и без этого «англичанка» во время войны нагадить успела немало. Союзников для Лондона не существовало, действовали лишь в своих интересах.
Невиноватые они
Первые числа мая 1945 года. Гитлер уже мертв. В море, в 6 км от города Нойштадта, что неподалеку от Любека, стоят несколько немецких кораблей. На них в общей сложности около 12 тыс. узников концлагеря Нойенгам: более 90 % - советские военнопленные, но также граждане Франции, Польши, Чехословакии, Греции, Сербии, Италии, Великобритании и евреи из разных стран. Их свезли на плавучие тюрьмы в конце апреля. На самом большом из кораблей - «Кап Арконе» - около 8 тыс. заключенных. Спасжилеты и шлюпки на судах оставили только для команды.
2 мая британские войска берут Любек. Представители Красного Креста сообщают им: в море - тысячи невинных людей. Англичане предлагают капитанам подписать капитуляцию, а когда те отказываются, поднимают в воздух штурмовики и наносят удар.
Первым потонет «Тильбек» с примерно 2 тыс. узников, из которых лишь единицы смогут выбраться. Тогда командование «Кап Арконы» выбросило белый флаг. Стоявшие на палубе заключенные сняли белое исподнее и начали им размахивать. Но англичане на бреющем полете будут методично расстреливать из пушек несчастных, среди которых были и их соотечественники. Спастись в этой безумной мясорубке смогут всего около трех сотен человек.
Но это еще не все! Выживших советских солдат британцы поместили в бараки, держали как скот и кормили консервированной брюквой и шпинатом. Пытавшимся отстоять право на нормальное питание бросили: вы и этого не стоите. И это после ялтинских договоренностей между Сталиным и Черчиллем бережно обращаться с бывшими пленными!
В то же время в городе находились немецкие военнопленные, которым разрешалось свободно разгуливать. Фашисты нападали на русских с ножами и грозили ночью всех перерезать.
- После этих угроз мы пошли к английскому коменданту, - рассказывал непосредственный участник событий Василий Саломаткин. - Он только усмехнулся и никаких мер не принял. Не получив удовлетворяющего ответа, пришли в лагерь и объявили своим людям, чтобы они достали оружие для самозащиты. Установили свою охрану от нападения немцев. В таких условиях мы находились у англичан.
Он же вспоминал, что те выискивали среди пленных украинцев или прибалтов и агитировали их не возвращаться на родину. Как думаете, кто-то хоть какое-то наказание понес? Нет, конечно. Ни извинений, ни компенсаций.
- Да, мы расстреляли их из 20-миллиметровых пушек. Ужасная вещь, но нам сказали сделать это - и мы выполнили приказ. Это война, - спокойно пояснял пилот одного из британских штурмовиков Алан Уайз.
Оставили без шансов
Ранним утром 21 октября 1942 года из Штеттина вышло немецкое грузопассажирское судно «Палатия». Направлялось в норвежский Олесунн и везло в грузовом трюме 999 советских военнопленных в качестве бесплатной рабсилы на стройку оборонительного вала.
После налета британских ВВС «Палатия» получила серьезное повреждение и затонула за 25 минут. Большинство военнопленных немцы просто не выпустили из трюма, не дав им даже шанса на спасение. Но и тех, кто чудом выбрался, не брали на борт судна-конвоира, стреляя в упор, если русский хватался за спасательный круг.
- Пришлось применить ручное оружие, поскольку не было другого способа сдержать натиск этих русских, упорно цепляющихся за свою жизнь, - рапортовал командованию капитан сопровождавшего «Палатию» корабля Хайнеман.
И все же сотне военнопленных удалось спастись. Правда, им это не помогло. Полураздетых, обмороженных, истощенных людей немцы загнали в барак, помощи никакой не оказали, кормить не собирались. Не выжил никто. Тела просто бросили в море.
Об этой трагедии не упоминалось ни в британских, ни в норвежских военных справочниках. Лишь невероятное упорство членов норвежской Ассоциации памяти войны помогло пробить стену чиновничьего равнодушия, и в присутствии норвежского короля, российского посла и мэра норвежского города Линдеснеса, близ которого все случилось, в 1997 году там был открыт скромный обелиск в память о погибших.
Перепахали мертвых
Такая же участь постигла спустя два года возле норвежского побережья судно под названием «Ригель». В него попало несколько бомб, сброшенных английским бомбардировщиком. Из 2,8 тыс. человек, находившихся на борту, выжило 267 (это примерные цифры, точных никто не знает). Большая часть погибших - военнопленные, в основном советские, но были и польские, норвежские, югославские, а также сотня немецких дезертиров. Тела подняли и захоронили в братской могиле только в 1969-м.
Кладбище на острове Хьётта стало последним пристанищем для более чем 7,5 тыс. советских солдат - пленных и тех, кто пал в боях за освобождение Норвегии от фашистов. Тоже вроде как союзники. Открыли погост в 1953 году, туда свезли останки из всех братских могил на территории страны, перепахав их. Видите ли, норвежское правительство испугалось, что эти захоронения станут прикрытием для шпионской деятельности советских консульских работников.
Повесили голову на столб
«В моих глазах советская угроза уже заменила нацистского врага», - записал осенью 1944 года Уинстон Черчилль в мемуарах. Тогда, высадившись в Греции, уже очищенной от фашистов, англичане взялись ломать политическую ситуацию под себя.
Пока советские воины клали головы за освобождение Европы, Британия перебросила войска с германского фронта, привлекла подразделения греческих коллаборационистов и принялась давить местных коммунистов, имевших огромную поддержку у народа.
Британцы привычно жестко подавили мирную антифашистскую демонстрацию, расстреляв людей. Во время похорон погибших снова открыли огонь по процессии.
С членами Народно-освободительной армии (ЭЛАС) расправлялись не хуже фашистов - убивали, отправляли в концлагеря. В июне 1945-го голову основателя и бывшего руководителя ЭЛАС Ариса Велухиотиса подвесили к фонарному столбу на площади города Трикала. Добивали греческих партизан, вынужденных уходить в подполье. И вносили сумятицу среди членов Коммунистической партии, перетягивая часть руководителей на свою сторону, а страну - в свой лагерь.
Война венков
В 2023 году в норвежском Киркенесе прогремел скандал: в 79-ю годовщину освобождения города Советской армией российский консул Николай Коныгин возложил венок к памятнику нашим воинам. Местный мэр взбеленился: русский венок перекрыл его собственный! И приказал убрать. Вернула его на место русская жительница города.
В прошлом году памятные мероприятия прошли без разногласий. Правда, рядом стояла раскрашенная желто-голубым машина, увешанная соответствующими лозунгами. Да местные газеты к круглой дате выдали исторические «открытия»: мол, Норвегию освобождали финны, а советские войска так, мимо проходили. Да и вообще, там было около 20 % украинцев, при чем тут русские?!
«Мы со скорбью и отвращением наблюдаем, как сегодня в Норвегии превращают нашу общую военную историю в заложника конъюнктурных интересов. За попытками некоторых норвежских политиков и «историков», а также «экспертов» выпятить отдельные заслуги отдельных народов СССР в освобождении Северной Норвегии, делить военные памятники на «правильные» и на «неправильные». Мало того, призывать к их сносу. Неоднократно отмечали, что для нас не существует Победы «своей» и «чужой». Она одна на всех», - отметили представители российского консульства в Норвегии. Только кто к ним прислушался…
Кстати
- 826 могил на этом норвежском кладбище с именами. Остальные - безвестные советские герои.
Источник фото: Scherl / Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press