Витать в облаках. Бортпроводники во время полета ищут окурки и пресекают секс

Бортпроводники
До 1930 года обслуживать пассажиров во время полета допускали лишь мужчин. В их обязанности входило раздавать бутерброды и разливать чай и кофе из термосов - кухонь в самолетах еще не существовало. Должность парней называлась непритязательно: буфетчик. Но 95 лет назад впервые эту работу стала выполнять женщина.

На крылатых машинах прошлого - тесных, ревущих, летящих низко над землей и сильно вибрирующих - многим милее куска хлеба с колбасой были слова поддержки и нередко врачебная помощь.

Этим и воспользовалась медсестра из штата Айова 25-летняя Эллен Черч. Вообще-то она мечтала сесть за штурвал, но в авиакомпании Boeing Air Transport, куда она обратилась, женщин в пилоты не брали. И тогда ей удалось убедить авиабоссов, что на борту просто необходимо присутствие медика. Ее приняли, но мужчины-буфетчики тут же делегировали ей термосы и лотки с бутерами. Кроме того, Эллен поручили следить за рассадкой пассажиров, помогать в размещении багажа. Мечта мисс Черч о небе сбылась - пусть и в таком виде. Она стала первой в мире стюардессой пассажирского авиалайнера и 15 мая 1930 года - ровно 95 лет назад - отправилась в свой первый рейс Сан-Франциско - Чикаго.

Невысокая хрупкая девушка справлялась с обязанностями не хуже мужиков, и в авиакомпании прикинули: в тесном салоне миниатюрные работницы - просто находка. Велели Эллен набрать семь претенденток в первый женский воздушный отряд. Главные требования - рост не более 158 см и вес до 52 кг. Черч легко справилась с задачей.

По стопам Boeing Air Transport пошли и другие компании. В некоторых дамы работали наравне с механиками - чинили заклинившие кресла в салоне, помогали откатывать судно в ангар. Сама Эллен проработала стюардессой десять лет, но с началом Второй мировой ушла в санавиацию. Дожила до 61 года и умерла, упав с лошади.

Сегодня бортпроводники-женщины рулят в пассажирской авиации. Но с ростом до 160 см далеко не улетишь. Во многих авиакомпаниях важное требование при приеме на работу - достать до отметки в 212 см, где расположены багажные полки. Впрочем, если есть мечта, маленький рост не помеха. Рассылайте резюме по разным авиакомпаниям, и, возможно, все получится.

«Бортпроводники»
 

Здоровье на высоте

Все же главное требование к труженикам неба - отменное здоровье. Врачебно-летная экспертная комиссия строга - будто бортпроводников отправляют в космос. Бывает, их раскручивают на стуле, а потом просят пройти по прямой - смотрят, в порядке ли вестибулярный аппарат. Зрение, слух, сосуды, сердце - все должно быть идеальным. Проверка перед каждым рейсом. С герпесом, высыпанием на лице могут не допустить. С алкоголем за 12 часов до вылета нужно закругляться. Если бортпроводник не прошел проверку перед обратным рейсом, домой он летит как пассажир, работу ему не оплатят.

Регулярные перегрузки и перепады давления - испытание для сердечно-сосудистой системы. Повышается риск тромбозов. От постоянной работы на ногах страдают суставы (за пятичасовой перелет стюарды наматывают до 11 тыс. шагов). Салонные кондиционеры сушат кожу.

Нештатная ситуация

Бортпроводники - не официанты и не обслуга. Разнести еду и напитки - всего одна из многочисленных обязанностей, самая важная из которых - обеспечение безопасности пассажиров. А вот еще не самые очевидные:

Контролировать летчиков. Каждые 15 минут стюарды заходят в кабину пилотов - проверить, не спят ли. Если кто-то из летчиков идет подремать в специальный отсек или в бизнес-класс, его место временно занимает бортпроводник.

Знать кодовое слово. Его придумывают перед каждым рейсом и произносят, чтобы незаметно оповестить капитана о террористической угрозе, серьезной поломке или аварии.

Искать окурки. Курение на борту под запретом, но некоторые умудряются затянуться в туалете. Тут же включится сигнализация, может сработать огнетушитель. Бортпроводники обязаны отыскать окурок и убедиться, что он не тлеет. Также осмотреть бак, куда его могли бросить.

Пресекать секс. Предаваться интимным ласкам в туалете крайне неудобно - тесно и негигиенично. Но те, кто сподобился, должны знать: дверь легко открывается снаружи. Некоторые прелюбодействуют, укрывшись пледом, прямо на сиденьях. Стюардессы должны охладить страждущих, если застукают.

Принимать роды. Манипуляциям персонал обучен. Роженицу по возможности перемещают на задний ряд или ставят ширму. Кстати, есть государства, которые дают гражданство ребенку, родившемуся над их территорией, - по «праву почвы». Он может получить и двойное гражданство - еще и по родителям, «праву крови».

Приседать в бизнес-классе. Принимая заказ у пассажира, летящего в этой части салона, нужно не возвышаться над ним, а наклониться или присесть.

«Бортпроводники»
 

«Аэрофлот» наехал на «старых» и «толстых»

Несколько лет назад в «Аэрофлоте» выкатили требования: стюардесса должна вписываться в размерный ряд 42 - 48, быть симпатичной и не старше 45 лет. Тем, кто не соответствовал критериям, запретили обслуживание на международных рейсах, лишили надбавок, давая понять, что «старым», «толстым» и «страшным» в компании не рады. Под раздачу попали 600 человек. Дело дошло до суда, в итоге 120 человек вернули к работе. Остальные либо смирились с новыми порядками, либо перешли на другое место, где людей не осуждают за большую грудь и круглые щеки, а ценят за профессиональные качества.

К слову, в некоторых авиакомпаниях не возьмут в стюардессы тех, кто весит меньше 50 кг.

Полет с иголочки

Эллен Черч поначалу выходила на рейс в медицинском халате. Позже у стюардесс появилась особая форма, которая менялась в соответствии с веяниями моды и из соображений удобства.

  • 1930-е: длинные юбки, двубортные куртки, плащи-накидки: последовательницы мисс Черч одевались в военном стиле.
  • 1940-е: в состав рабочего гардероба советских бортпроводниц входят: шерстяные жакет и юбка, шелковые блузки, чулки, туфли на каблуке, берет, халат, меховая куртка, шапка-ушанка, валенки с галошами, шерстяные перчатки.
  • 1954: стюардессам «Аэрофлота», летающим за границу, шьют темно-синие костюмы в английском стиле. В комплекте: блузка, юбка, приталенный пиджак на пуговице, плащ, пальто, фетровая шапочка, закрытые туфли, пилотка.
  • 1959: Дон Лопер, работавший с Мэрилин Монро, придумывает голубую униформу Pan American World Airways - самую кинематографичную.
  • 1968: СССР устанавливает регулярное авиасообщение с США, и американские журналисты пристают к стюардессам «Аэрофлота»: «Какая у вас красивая форма! Интересно, куда ведет этот волнующий разрез на юбке?!»
  • 1970-е: дизайнер Валентино Гаравани отважился нарядить сотрудниц Southwest Airlines в мини-шорты и высокие сапоги.
  • 1986: Ив Сен-Лоран создает для австралийской Qantas Airways пиджаки с лацканами и подплечниками и неожиданные принты - кенгуру.
  • 1994: «Аэрофлот» примеряет костюмы в черном, красном и белом цветах, красные жилетки, белые блузки и галстук-бабочку от Валентина Юдашкина.
  • 2005: результат альянса Кристиана Лакруа с Air France - темно-синие костюмы и платья с шелковым шейным платком, алым бантом и перчатками. Французский шик.
  • 2012: летом - красная, зимой - синяя. Форма стюардесс «Аэрофлота» в духе 1950-х признана самой стильной в Европе.
  • 2023: авиакомпания Qantas, чьи костюмы узнают по контрасту розовых, красных и черных блоков, разрешила бортпроводникам любого пола на высоте отказываться от каблуков. В довесок дядям-стюардам дали добро на макияж и длинные волосы.
«Бортпроводники»
 

Имей в виду

  • Профессионалы советуют целящим в стюардессы девушкам приходить на собеседование в деловом платье или строгом костюме, туфлях на каблуке, с яркой помадой - сразу показать товар лицом. Желателен короткий рукав - комиссия проверит, нет ли на видном месте татуировок и крупных шрамов. С ними не возьмут.
  • Первая стюардесса в СССР - 20-летняя Эльза Городецкая: 5 мая 1939 года она обслуживала пассажиров рейса Москва - Ашхабад на 21-местном самолете Ли-2. Девушка сама закупала продукты и тащила их в чемодане на борт - по 40 кг. Сначала ее оформили как кладовщицу. Потом как буфетчицу. Наконец появилась штатная единица - бортпроводница.
  • Дресс-код запрещает бортпроводникам маникюр со стразами или рисунком, длиннющие ногти, макияж смоки-айс, пирсинг. Будущие стюардессы нередко посещают уроки макияжа. Из одежды недопустимы черные колготки - только телесного цвета.
  • Темные колготки и носки не рекомендуют и пассажирам в полете. Выставят ноги в проход, да еще уснут, не контролируя ситуацию, - бортпроводники могут не заметить и наехать тележкой. Или кто-то наступит. Оранжевые, желтые, белые, голубые носки безопаснее.
  • Шелковый шейный платок у бортпроводниц - не только стильный аксессуар, но и защитная маска: позволяет прикрыть нос и рот в условиях задымления.
  • 90 секунд - время, за которое самолет полностью сгорает. Не курите на борту!



*Организация запрещена на территории РФ

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов