Витать в облаках. Бортпроводники во время полета ищут окурки и пресекают секс

До 1930 года обслуживать пассажиров во время полета допускали лишь мужчин. В их обязанности входило раздавать бутерброды и разливать чай и кофе из термосов - кухонь в самолетах еще не существовало. Должность парней называлась непритязательно: буфетчик. Но 95 лет назад впервые эту работу стала выполнять женщина.

На крылатых машинах прошлого - тесных, ревущих, летящих низко над землей и сильно вибрирующих - многим милее куска хлеба с колбасой были слова поддержки и нередко врачебная помощь.

Этим и воспользовалась медсестра из штата Айова 25-летняя Эллен Черч. Вообще-то она мечтала сесть за штурвал, но в авиакомпании Boeing Air Transport, куда она обратилась, женщин в пилоты не брали. И тогда ей удалось убедить авиабоссов, что на борту просто необходимо присутствие медика. Ее приняли, но мужчины-буфетчики тут же делегировали ей термосы и лотки с бутерами. Кроме того, Эллен поручили следить за рассадкой пассажиров, помогать в размещении багажа. Мечта мисс Черч о небе сбылась - пусть и в таком виде. Она стала первой в мире стюардессой пассажирского авиалайнера и 15 мая 1930 года - ровно 95 лет назад - отправилась в свой первый рейс Сан-Франциско - Чикаго.

Невысокая хрупкая девушка справлялась с обязанностями не хуже мужиков, и в авиакомпании прикинули: в тесном салоне миниатюрные работницы - просто находка. Велели Эллен набрать семь претенденток в первый женский воздушный отряд. Главные требования - рост не более 158 см и вес до 52 кг. Черч легко справилась с задачей.

По стопам Boeing Air Transport пошли и другие компании. В некоторых дамы работали наравне с механиками - чинили заклинившие кресла в салоне, помогали откатывать судно в ангар. Сама Эллен проработала стюардессой десять лет, но с началом Второй мировой ушла в санавиацию. Дожила до 61 года и умерла, упав с лошади.

Сегодня бортпроводники-женщины рулят в пассажирской авиации. Но с ростом до 160 см далеко не улетишь. Во многих авиакомпаниях важное требование при приеме на работу - достать до отметки в 212 см, где расположены багажные полки. Впрочем, если есть мечта, маленький рост не помеха. Рассылайте резюме по разным авиакомпаниям, и, возможно, все получится.

 

Здоровье на высоте

Все же главное требование к труженикам неба - отменное здоровье. Врачебно-летная экспертная комиссия строга - будто бортпроводников отправляют в космос. Бывает, их раскручивают на стуле, а потом просят пройти по прямой - смотрят, в порядке ли вестибулярный аппарат. Зрение, слух, сосуды, сердце - все должно быть идеальным. Проверка перед каждым рейсом. С герпесом, высыпанием на лице могут не допустить. С алкоголем за 12 часов до вылета нужно закругляться. Если бортпроводник не прошел проверку перед обратным рейсом, домой он летит как пассажир, работу ему не оплатят.

Регулярные перегрузки и перепады давления - испытание для сердечно-сосудистой системы. Повышается риск тромбозов. От постоянной работы на ногах страдают суставы (за пятичасовой перелет стюарды наматывают до 11 тыс. шагов). Салонные кондиционеры сушат кожу.

Нештатная ситуация

Бортпроводники - не официанты и не обслуга. Разнести еду и напитки - всего одна из многочисленных обязанностей, самая важная из которых - обеспечение безопасности пассажиров. А вот еще не самые очевидные:

Контролировать летчиков. Каждые 15 минут стюарды заходят в кабину пилотов - проверить, не спят ли. Если кто-то из летчиков идет подремать в специальный отсек или в бизнес-класс, его место временно занимает бортпроводник.

Знать кодовое слово. Его придумывают перед каждым рейсом и произносят, чтобы незаметно оповестить капитана о террористической угрозе, серьезной поломке или аварии.

Искать окурки. Курение на борту под запретом, но некоторые умудряются затянуться в туалете. Тут же включится сигнализация, может сработать огнетушитель. Бортпроводники обязаны отыскать окурок и убедиться, что он не тлеет. Также осмотреть бак, куда его могли бросить.

Пресекать секс. Предаваться интимным ласкам в туалете крайне неудобно - тесно и негигиенично. Но те, кто сподобился, должны знать: дверь легко открывается снаружи. Некоторые прелюбодействуют, укрывшись пледом, прямо на сиденьях. Стюардессы должны охладить страждущих, если застукают.

Принимать роды. Манипуляциям персонал обучен. Роженицу по возможности перемещают на задний ряд или ставят ширму. Кстати, есть государства, которые дают гражданство ребенку, родившемуся над их территорией, - по «праву почвы». Он может получить и двойное гражданство - еще и по родителям, «праву крови».

Приседать в бизнес-классе. Принимая заказ у пассажира, летящего в этой части салона, нужно не возвышаться над ним, а наклониться или присесть.

 

«Аэрофлот» наехал на «старых» и «толстых»

Несколько лет назад в «Аэрофлоте» выкатили требования: стюардесса должна вписываться в размерный ряд 42 - 48, быть симпатичной и не старше 45 лет. Тем, кто не соответствовал критериям, запретили обслуживание на международных рейсах, лишили надбавок, давая понять, что «старым», «толстым» и «страшным» в компании не рады. Под раздачу попали 600 человек. Дело дошло до суда, в итоге 120 человек вернули к работе. Остальные либо смирились с новыми порядками, либо перешли на другое место, где людей не осуждают за большую грудь и круглые щеки, а ценят за профессиональные качества.

К слову, в некоторых авиакомпаниях не возьмут в стюардессы тех, кто весит меньше 50 кг.

Полет с иголочки

Эллен Черч поначалу выходила на рейс в медицинском халате. Позже у стюардесс появилась особая форма, которая менялась в соответствии с веяниями моды и из соображений удобства.

 

Имей в виду