По оценкам специалистов, отрасль такси может лишиться половины водителей. Новый закон гарантирует убытки перевозчикам.
13 мая в Госдуме сразу во II и III чтениях был принят законопроект о переводе таксопарков на российские машины. Предполагалось, что новые правила вступят в силу уже с 1 октября 2025 года, однако сроки сдвинули. И теперь с 1 марта 2026 года машины для сферы такси должны быть произведены исключительно российскими концернами. Кроме того, будет учитываться степень локализации элементов машины, для оценки этого критерия введут систему баллов.
Важно отметить, что для ряда регионов хотят ввести отсрочку вступления в силу новых требований. К примеру, в Калининградской области это произойдет не раньше 1 марта 2028 года, а в Дальневосточном федеральном округе с 1 марта 2030-го. Для регионов Сибири новый закон заработает 1 января 2028-го.
Не последнюю роль в этой истории играют СПИКи — специнвестконтракты, заключив которые, водители смогут расширить круг используемых автомобилей.
«Инструмент СПИК в России работает с 2015 года (в текущей форме с конца 2020-го) и предусматривает обязанность инвестора по внедрению или разработке той или иной технологии в обмен на преференции (налоговые льготы, особые условии аренды земельных участков для создания производства и т.д.). За указанный в законопроекте период (2022–2025 годы), в частности, были подписаны соглашения с «Москвичом» и «Моторинвестом». После 1 марта 2025 года СПИКи останутся возможным вариантом для допуска в реестр легковых такси, но только если их заключение согласовано с правительством», — отмечает источник.
Аналитический центр при правительстве (АЦ) уже провел оценку влияния законопроекта о локализации автомобилей такси на отрасль и пришел к определенным выводам. Так, ожидается, что новый закон нанесет водителям существенный удар. Так, в общей сложности убытки после приведения таксопарка в порядок в соответствии с новыми требованиями составят до 289 миллиардов рублей. В эту сумму входит, к примеру, затраты таксистов с личными авто на замену одной машины (470,9 тыс. руб. со сроком окупаемости от 16 лет без учета роста тарифов).
«По расчетам аналитиков, из отрасли могут уйти до 89,5% водителей с частичной занятостью на собственных авто, 35,6% работающих на арендованных авто с полной занятостью. Среди таксистов с полной занятостью на личных машинах 15,2% участников рынка рискуют покинуть отрасль. Согласно исследованию, новые автомобили, соответствующие закону, стоят в среднем в 2,1 раза дороже подержанных», — подчеркнул источник.
Отметим, что пока под требования правительства подходят только несколько моделей отечественных авто, на которые теперь стоит обратить внимание водителям:
- «Москвич-3» и «Москвич-6»;
- электромобили Evolute i-PRO и i-JOY;
- LADA (Granta, Vesta, Iskra, Aura);
- XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8.
Согласно исследованию АЦ, негативные последствия принятия нового закона в отрасли такси можно снизить, если допустить к работе все отечественные автомобили без оглядки на год их производства и машины зарубежных брендов, если они произведены в рамках СПИК. Помимо этого не стоит забывать и о том, что пассажиры тоже почувствуют на себе последствия принятия нового закона о такси. Так, людей ожидает рост цен. Глава союза «Цифровой мир» Владимир Корнеев отметил, что пока что польза от только что одобренной инициативы сомнительна.
«Корнеев предупредил, что цены за аренду такого автомобиля вырастут более чем вдвое, до 4000—5000 рублей в день, что означает рост цены на перевозки минимум на 40%. И призвал не забывать про ожидаемую в течение года инфляционную прибавку в 25%», — цитирует специалиста источник.