Обострение армяно-азербайджанского конфликта

В ночное время с пятницы на субботу возобновились боевые действия

В ночное время с пятницы на субботу в зоне карабахского конфликта возобновились боевые действия. По утверждению министерства обороны Армении, вооруженные силы Азербайджана совершили наступление. Азербайджанские военные применяли бронетехнику, артиллерию и авиацию. Целью нападавших был прорыв в тыл армии Нагорно-Карабахской республики. В ходе столкновений были убиты 12 азербайджанских военнослужащих. Министерство обороны Азербайджана также сообщает о больших потерях со стороны Армении.

В субботу днем из Еревана, Баку и Степанакерта звучали грозные заявления, казалось, что в регионе началась большая война.

Однако «наступление по всей линии соприкосновения» (о котором сообщают в последние часы), очевидцы называют локальные перестрелки, хотя и довольно интенсивные.

По мнению экспертов, большую войну сейчас не готова начать ни одна из сторон. Армянская сторона не начнет ее по определению. Конфликт 1992—94 годов завершился победой армян. Сегодня же они контролируют почти всю территорию Нагорного Карабаха, и (полностью или частично) семь районов Азербайджана. Захватывать армянам нечего и незачем, их цель — сохранить статус-кво.

А вот для Азербайджана вернуть «оккупированных территорий» — мечта, цель, национальная идея. Официальные лица страны (включая президента Алиева) часто напоминают в публичных заявлениях, что в случае неудачи мирных переговоров, Баку будет готов силой вернуть Агдам, Физули, Лачин, да и Степанакерт. На официальном уровне риторика азербайджанских властей весьма воинственная. Часто можно услышать, что военный бюджет Азербайджана превышает весь бюджет Армении. Азербайджан – нефтяная страна и может позволить себе тратить на военные нужды гораздо больше денег, чем Армения. На данный момент азербайджанская армия кардинально отличается от той, которую победили армяне более двадцати лет назад.

Ситуация в Карабахе нередко обостряется накануне важных международных переговоров. И вот как раз и на следующей неделе — 7 апреля в Баку летит глава МИД России Сергей Лавров.
Однако, специалисты, знающие ситуацию изнутри говорят, в глубине души азербайджанские политики и военные очень опасаются потенциального противника и хотят избежать тяжелого столкновения. Очень силен шок от поражений 1990-х годов.

По основным видам вооружений между азербайджанскими и армянскими формированиями (силы Нагорного Карабаха и Армении) сегодня примерное равенство. Кроме того, Армения — союзник России, входит в ОДКБ, и в случае наступления на ее территорию (вне Нагорного Карабаха) теоретически возникает риск вовлечения в конфликт Москвы.

В Баку это прекрасно понимают. Также понимают, что полномасштабная война угрожает привычному благосостоянию, которого добились власти в последнее десятилетие. Социальные проблемы в Азербайджане сильно обострятся, если страна войдет в конфликт с Арменией. Армения ведь может ударить по нефтяным месторождениям, трубопроводам, другим промышленным объектам.

Президент Ильхам Алиев довольно прагматичен и не хочет рисковать нынешней стабильностью ради войны с непредсказуемым исходом. Однако общественное мнение (и часть азербайджанской элиты) сегодня настроены воинственно и хотят реванша. Создается впечатление, что власть во-избежание внутренней напряженности имитирует активность на внешних фронтах, чтобы граждане не подумали, будто президент смирился с поражением и с отторжением «оккупированных земель».

Специалисты считают, что в ближайшее время стабилизации в зоне конфликта вряд ли возможна. Войну будут периодически имитировать.