Летом 1570 года, то есть 455 лет назад, рыночную площадь на окраине Москвы, у Поганой лужи (ныне это Чистые пруды), окружили около полутора тысяч конных стрельцов. Ожидалась казнь 300 изменников. Когда приговоренных вывели, Иван IV помиловал 184 из них, так что экзекуции подверглись 116. Но о милости если и упоминают, то вскользь, а массовую казнь обязательно приводят в пример, как доказательство жестокости царя и параноидальной кровавости опричников.
Ивану Васильевичу, конечно, сильно досталось. Ему было три, когда при загадочных обстоятельствах умер отец. И восемь, когда отравили его мать. Охамевшие в край бояре, дравшиеся за власть между собой, грабили страну и издевались над малолетним наследником трона. Будь он впрямь таким мстительным и грозным, как ему приписывают, любой современный психолог запросто объяснил бы это жуткими детскими травмами.
Венчавшись на царство в 16 лет, Иван IV бросает все силы на полезные для государства реформы и расширение территории Руси. Боярам, привыкшим жить исключительно ради своего кармана, преобразования не нравятся, и они всеми силами упираются. Многие готовы сдать Русь врагу - полякам, ливонцам, шведам - и пытаются убедить царя, что так лучше и проще (пили бы ливонское, ага).
Удар под дых: бегство ближайшего соратника, князя-воеводы Андрея Курбского к литовцам со всеми военными секретами. Морально добивает Ивана смерть обожаемой жены Анастасии Захарьиной.
Больше откладывать борьбу с пятой колонной и иноагентами нельзя. Вот тут и возникает опричнина - явление, оболганное в веках не меньше, чем сам царь Иван Грозный.
Разделяй и властвуй
Уехав в Александровскую слободу, отрекшись от трона и наложив опалу на бояр, царь терпеливо выжидает. Уже через месяц уговаривают вернуться, принимая его условия. Они таковы: территория страны делится на земщину, там селятся бояре и управляет дума, и опричнину, где вводится прямая власть царя.
Это дало Ивану не только возможность управлять, как он считал нужным, и установить централизованную власть. Но и прекратить феодальные усобицы, перераспределить земли и получать с них доход в казну, а не в сундуки поместных князей.
На границе рыцарь ходит хмурый
В опричнину включены стратегически и экономически важные земли. Районы вдоль западной границы Руси - идет затяжная Ливонская война. Регионы добычи соли, купеческое Поволжье, богатые природными дарами и лесом северные территории, Черноземье, важные торговые пути. Тот есть самое главное - под контролем царя.
Служить бы рад
В опричный корпус численностью в разное время от 1 до 6 тыс. человек Иван Васильевич отбирает людей сам, создавая военно-политическую элиту. Из знатных там, например, служили представители Шуйских, Бельских и даже Романовых, а также небогатых родов. Были герои Ливонской войны, походов на Казань и Полоцк. Многие из них позже займут высокие государственные посты. Опричники принимали нечто вроде присяги - отрекались от семьи, обязались верно служить только царю.
В корпусе была строжайшая иерархия, монашеские звания, дисциплина, ежедневные молитвы. Ценилась воздержанность, за проступки следовало жесткое наказание.
Корпус опричников делился на:
- государев полк - выполнял военные функции;
- Постельный приказ - обслуживал дворец в бытовом плане;
- Бронный приказ - ведал оружием;
- Сытный приказ - запасал продовольствие;
- Конюшенный приказ - следил за дворцовыми и военными лошадьми.
Встречают по одежке
Черные одежды опричников походили на монашеские. Никаких собачьих голов, болтающихся на шее у лошади, и метлы ни в летописях, ни на рисунках того времени нет. Впервые на картинах они появляются не раньше XVIII века.
Враг не дремлет
Опричники - не просто военные или охрана царя. Они также управляют и развивают свою территорию, контролируют важнейшие торговые пути, выявляют предателей и заговорщиков.
Последний пункт - вовсе не паранойя, которую частенько приписывают Грозному. Не один Курбский ведь сбежал. Намыливались в Литву смоленский воевода князь Курлятев и воевода Петр Горенский. Несколько изменников пытались собрать вооруженные литовско-польские отряды, чтобы свергнуть царя. Дьяк Посольского приказа (то есть министр иностранных дел) Иван Висковатов уговаривал Ивана IV бросить завоеванное в Ливонии и заключить позорное перемирие с Польшей. Так что работы хватало.
Художественный вымысел
Помните, как опричники показаны у А. К. Толстого в его «Князе Серебряном»? Дикие разбойники, которые грабят народ, насилуют девок, разрушают церкви и дома, и все это при полном содействии царя. Забавляясь, могут натравить на человека медведя или походя убить крестьянина. И да - куда же без песьих голов и метлы.
Роман вышел в 1862 году. Интересно, автор признавался, что не гнался за документальной правдой, как уверяют нынешние создатели фильмов и книг, полностью искажающих историю?
Врешь, собака!
Клеветать на Ивана Грозного начали еще при его жизни. Свои - в первую очередь иуда Курбский, а также многочисленные иностранцы, оболваненные европейской пропагандой. Да, она существовала, и уже четыре с лишним века назад русских расчеловечивали, представляя тупыми варварами, а их царя показывали кровавым тираном (мало что изменилось с тех пор, да?).
Потом постарались Романовы, приказавшие вычистить, переписать или сфальсифицировать документы, дабы очернить Рюриковичей. Так сказки о жестокости Ивана Васильевича закрепились в отечественной истории.
Казнить нельзя помиловать
Классика средневековой западной пропаганды - «Новости из Московии, сообщенные дворянином Альбертом Шлихтингом о жизни и тирании государя Ивана». Немец был слугой и переводчиком врача Арнольда Лендзея, пользовавшего царя, и свидетелем той самой казни 1570 года.
Развлекая читателей «жестокостью» русского варвара, он даже по имени его не называет, а лишь тираном. «Тиран велит: пусть каждый особенно верный казнит вероломного. Малюта подбегает к висящему, отрезает ему нос и садится на коня; подбегает другой и отрезает ему ухо, и таким образом каждый подходит поочередно, и разрезают его на части. Наконец подбегает один подьячий государев и отрезает ему половые части, и несчастный внезапно испускает дух», - смакует Шлихтинг подробности казни Ивана Висковатова.
Да только для «просвещенной» Европы это детский лепет. В Англии за два века до Грозного за измену казнили так: не до конца придушивали, еще живому отрезали половые органы, аккуратно потрошили, вынимая внутренности и зажаривая их на жаровне на глазах у приговоренного. Затем только четвертовали или отрубали голову.
К слову, европейский люд - большие любители поглазеть на подобные «развлечения», а также поучаствовать, добивая полуживого преступника тем, что окажется под рукой. Могли поднять бунт, если казнь проводили тайно: дескать, что это у вас за элитные приговоренные, небось аккуратно их порешили, не дали помучиться!
Немного просчитался
Английский посол Горсей утверждал, что во время погрома опричниками Новгорода было убито 700 тыс. человек. Правда, в то время все население города было 30 тыс. Вот вам и «правдивые» сведения современников.
На самом деле там арестовали примерно 1,5 тыс. жителей, собиравшихся присягнуть польскому королю. Казнили, разумеется, далеко не всех подозреваемых.
Имей в виду
- Историки обычно говорят, что в 1572 году вышел указ об отмене опричнины, и даже само слово царь запретил под страхом смертной казни. Однако ни одного документа или какого-либо упоминания о таком указе не существует.
Источник фото: Komsomolskaya Pravda / Russian Look / Global Look Press