Радищев обвинял в распространении сифилиса власти

Героического флера книге и автору придал его арест: 235 лет назад, 13 июля 1790 года, Радищева заключили в Петропавловскую крепость. Через пару месяцев Екатерина II приговорит его к лишению дворянства и смертной казни. Впрочем, желая слыть просвещенной, императрица оставила писателю голову на плечах, но выслала на 10 лет в Сибирь. И если бы не наказание, вряд ли «Путешествие…» осталось в веках.
Гулял, пока молодой
Юноша из хорошей семьи Саша Радищев в 17 лет с несколькими товарищами поехал учиться в Лейпциг. Живя пять лет за границей на щедром гособеспечении, парни бухали и не вылезали от шлюх. Заодно мозг дворянским деткам хорошенько промыли либеральными идеями, задуваемыми из Франции.
Разгульный образ жизни не проходит бесследно, и лучший друг Александра - Федор Ушаков - мучительно умирает от сифилиса. Гния заживо, просил товарищей дать ему яду. Но православный священник предостерегает: самоубийство, мол, грех.
Какой вывод делает Радищев? Церковь - зло. А в распространении нехорошей болезни виноваты власти! «Правительство, дозволяя распутство мздоимное, отверзает не токмо путь ко многим порокам, но отравляет жизнь граждан».
Чужой формат
В 1771-м он возвращается на родину и поступает на государственную службу. Учит русский язык. Да-да, он прекрасно говорил на немецком, французском, английском, итальянском, даже бегло на латыни. А родной позабыл. Особенно сложно с письменным. Александр Николаевич много читает - церковные книги и сочинения богословов. Вероятно, поэтому язык «Путешествия…» столь витиеват. Его с трудом понимали даже современники.
В произведении ничего особенного нет. Жанр слизан с «Сентиментального путешествия» Лоренса Стерна, которым зачитывалась вся Европа. Рассуждения о равенстве и братстве - у французских философов. Не сказать, что он так уж смело обличает власть, да и тяжкую народную долю обсуждали до него. Помимо крепостничества и цензуры, Радищев осуждает, например, чистку зубов или французские блюда, смешивая теплое с мягким.
Просто он выбрал неудачный момент для выпуска такой книги. Во Франции за год до этого случилась революция. Екатерина, как и все монархи Европы, в ужасе: вот, оказывается, до чего могут довести либеральные идеи! Ну и обидно: она ему заграничную учебу оплатила, на хорошие должности приняла (он был управляющим Петербургской таможней), а он! Вот и срывается женщина.

Ссылка со всеми удобствами
Поездка в Сибирь не похожа на путь ссыльного. Кандалы с Радищева снимут уже в Новгороде, в крупных городах будут снабжать всем необходимым. Покровитель и друг граф Александр Воронцов шлет депеши губернаторам с просьбами выдать шубу, сапоги, белье, продукты.
В Тобольске нагонит сестра покойной жены Елизавета Рубановская с двумя младшими из четырех детей, за которыми присматривала после смерти их матери.
В Илимске Радищев выстроит дом на восемь комнат с баней, погребами, хлевом и прочими хозяйственными помещениями. У него будут лакеи, повар и горничная. Елизавета станет его сожительницей и родит еще троих детей. На жизнь хватает: доход с имения и «пенсион» от Воронцова, который больше его чиновничьего заработка. Александр Николаевич получает книги, занимается наукой, не ограничен в передвижении. Как-то не очень похоже на наказание.
Дурная слава
Ссылка закончится досрочно - через шесть лет, со смертью Екатерины. Павел разрешит Радищеву вернуться в имение в Калужской области. Александр I пригласит в столицу и назначит членом комиссии по составлению законов.
Со временем значимость «Путешествия…» будет раздута - только потому, что оно было запрещено и автора собирались казнить. Герцен опубликует книгу в «Колоколе», и журнал нелегально повезут из Англии в Россию. Ленин назовет Радищева первым русским революционером.
А он всего-то мечтал о славе писателя. Но его предыдущие опыты не особо оценили. Поэтому он купил типографию и на свои выпустил 600 экземпляров «Путешествия…» (по тем временам огромный тираж). И конечно, не ожидал, что ему станут рубить за это голову. Кстати, книга вышла анонимно. Автора сдал купец Зотов, через чью лавку Радищев продавал ее. Купили всего 25 экземпляров. И не заработал, и прославился не тем. Со всех сторон глупо получилось.
Вот зараза!
Есть версия, что Радищев и сам подцепил сифилис в немецких борделях. Просто в слабой форме. Но заразил жену Анну Рубановскую и детей в утробе - две их дочери умерли в младенчестве. Он кается в одной из глав «Путешествия…».
Однако когда после смерти супруги, уже в ссылке, сойдется с ее сестрой, о срамной болезни ей сказать постесняется. Елизавета умрет по пути домой из Сибири.
«У меня, мой друг, мужиков нет, и для того никто меня не клянет», - говорит в книге герой Радищева встреченному им крестьянину. Соврал: он унаследовал от отца 3 тыс. крепостных.
Цитаты
Александр Пушкин:
Очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны.
Федор Достоевский:
Обрывки и кончики мыслей у него соседствуют с вольными переводами французских просветителей.