Жизнь и смерть наследника научной династии Бехтеровых: путь академика Медведева через мир паранормального
Докторскую он писал уже в области нейрофизиологии. Наверное, с помощью мамы было проще сменить специальность. Но направление он выбрал свое и сделал немало открытий.
- До Медведева все смотрели на мозг, как на механизм, в котором в определенных областях активируются нейроны, - поясняет заведующий лабораторией нейробиологии программирования действий и близкий друг ученого Юрий Кропотов. - А он впервые предположил, что это более сложная система, и разные части мозга между собой взаимодействуют. Как оркестр - чтобы музыка звучала, необходимо взаимодействие между музыкантами.
А вот что их объединяло с матерью, так это интерес к паранормальным способностям человека. Скажем, оба искренне верили, что Ванга - в самом деле уникальна. За что получали обвинения в лженаучности. Но ведь они и пытались понять, как это неизведанное работает, а не принимали все на веру.
- Я изучал много людей, которые считали себя экстрасенсами, но всегда это была липа! - возмущался академик. - Многих я просил ответить, сколько спичек в коробке, который лежал перед ними. Ни один не угадал. Ко мне приходило множество астрологов. Ни один не выдержал элементарной проверки: по дате рождения человека описать историю его болезни. Попаданий - ноль! Однажды экстрасенсы решили насквозь «просветить» мою дочь. Люди-«рентгены» не увидели пятимесячной беременности!
Последние годы Святослав Медведев посвятил изучению феномена тибетских монахов. С разрешения далай-ламы ездил в монастыри, куда до него не пускали, и приглашал их обитателей в свою лабораторию. Замерял активность мозга и другие показатели во время медитации.

Выяснил, например, что температура тела в этот момент поднимается на 3 - 4 градуса, то есть приближается к смертельно опасной. А монахам - ничего. И мозг у них работал не как у большинства людей.
Медведев пытался понять: это следствие постоянных медитаций или врожденные особенности, и такие люди не могут жить в обычном мире, поэтому уходят в монастырь.
Изучал он и феномен «посмертной медитации», когда тело скончавшегося монаха будто консервируется и не разлагается в течение нескольких недель. Такие исследования - дело не быстрое, и ответить на многочисленные вопросы ученый не успел.
Он ушел из жизни 2 мая этого года в 75 лет. Может быть, его дело сумеет завершить дочь Наталья, которая работает в Институте мозга человека имени своей бабушки.
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов

