Нынешним летом, когда аэропорты то и дело закрываются, многие пассажиры рассматривают поезда как более надежную альтернативу самолетам. Впрочем, у железнодорожников всегда забот хватает. Большинство из них свой профессиональный праздник (в этом году он пришелся на 3 августа) проведут в пути. В их числе и армия проводников. Ирина Раизова 35 лет в этой очень нужной людям профессии. Есть что вспомнить и что рассказать.
Ирина Анатольевна родом из Ясиноватой - города, где расположены крупнейшие станция и узел Донецкой железной дороги. Правда, сначала отучилась, чтобы работать в торговле. Но хотелось другого. Вместе с друзьями, за компанию, поступила в железнодорожный техникум. И с 18 лет колесит по стране. Сейчас работает на маршруте, связывающем Санкт-Петербург и Евпаторию. А это 2 тыс. км, почти двое суток в пути. График — 16 дней в дороге, 16 выходных, но приходится брать и дополнительные рейсы: на южное направление высокий спрос.
- Те, кто решил стать проводником, проходит комиссию и зачисляется в поездную бригаду, - рассказывает Ирина Раизова. - Затем сдает экзамены на знание техники безопасности, строение наружной и внутренней части вагона, порядок действий при нештатных ситуациях, маневровые и ручные сигналы и т д. Есть ряд требований по здоровью: стопроцентное зрение, отрицательный тест на гепатит. Не должно быть проблем с сердцем и сосудами, хронических заболеваний.
Сначала новички ездят с напарниками, потом самостоятельно. Есть несколько вариантов работы: «в единицу», когда вагон обслуживает один проводник. «В двойку» - два проводника на вагон. «В тройку» - один проводник на вагон, но в соседнем едут двое, один из которых «переходящий» - работает на два вагона. Расстановкой персонала занимается начальник поезда с учетом численности поездной бригады, количества вагонов, нагрузки на проводников. Зарплата в каждом случае разная. Я вот люблю ездить в одиночку.
Перед рейсом проходим инструктаж по правилам техники безопасности и иногда дополнительное обучение.
Сорванный стоп-кран
- Многих пугает тяжелая физическая работа, которой должен заниматься проводник.
Раньше, действительно, приходилось зимой лед с колесных пар ломом сбивать, например, - продолжает Ирина Анатольевна. - Сейчас легче - поезда оснащены системой обогрева, другими техническими устройствами. К тому же часть задач выполняют специализированные службы. Правда, иногда техника выходит из строя, и тогда по старинке и наледь сбиваем, и убираем уголь.
Для меня гораздо большее неудобство - вахтовый график работы. А это долгое отсутствие дома, родные только по телефону, бессонные ночи.
Если вспоминать внештатные ситуации - и стоп-кран пассажиры срывали, и дебоширили, часто дети по вагону прыгают и могут удариться. Приходится поволноваться - я несу ответственность за 54 человека, которые едут в вагоне.
- На форумах пишут: проводники даже полки постельным бельем должны застилать. Это правда?
- Все зависит от типа вагона и класса обслуживания. Например, в плацкартных вагонах класса 3Э провоз животных запрещен, а в классе 3Б мелких можно везти. По стандартам в плацкарте, где я чаще всего работаю, застила нет, а вот в вагонах купе повышенной комфортности, св и люкс это обязательно. Зависит и от компании-перевозчика. Кстати, лучше, чтобы пассажиры не сворачивали постельное белье в конце поездки, - удобнее считать.
- Я еще читала: раньше в некоторых поездах использованное постельное белье не сдавали в стирку, а брызгали на него из пульверизатора, складывали и снова пускали в оборот, - называлось «делать китайку». Такое, правда, практиковалось?
- В прошлом, возможно, и было, но я не сталкивалась. Сейчас все белье проходит через автоматизированную систему учета, которая работает как в поезде, так и в прачечной пункта формирования. Комплекты заказываются через начальника поезда, а выдаются по указанному в электронной системе количеству мест. Если пассажир захотел приобрести белье в вагоне, оно через нее же проводится. Оплата - через терминал или наличными, которые отдаются под отчет в штаб.
- «Зайцы» на борт просятся?
- Эта практика строго пресекается. Да и некуда сажать безбилетников: до Крыма, например, все вагоны забиты. К тому же за это могут уволить по статье, оштрафовать, премии лишить, даже к уголовной ответственности привлечь.
- А на кассу люди бегают? Допустим, в системе ставят, что билетов нет, а там предлагают частным образом прокатить?
- Уже не бегают. В 2024 году больше 90% билетов было куплено через онлайн сервисы и только 10% - в кассах. Но даже если, предположим, кассир умолчал о билетах в системе (рискуя вылететь с работы из-за небольших денег!), то эти сервисы ничего не умолчат – в них всегда видно, сколько билетов осталось. К тому же сейчас их хватает почти на все направления по относительно доступной цене. А это тоже снижает вероятность появления «зайцев».
- Если попросить, посылку или документы сможете передать?
- Нет, за это тоже грозит уголовная ответственность. Поэтому, уверена, никто не рискует.
Едет «ревизор»
- Как списывают недостачу и на сколько штрафуют, если, условно, подушка улетела в окно?
- Не пролезет подушка в окно. Но вообще все зависит от того, что украдено или сломано - такую сумму и удержат с зарплаты. Например, плед - 600 рублей, подушка - 300, подстаканник - 600. Большая просьба к пассажирам: не берите ничего из вагонов, пожалуйста!
- Курить в поездах сейчас ведь нельзя. А пытаются с вами договориться?
- За курение штрафуют. Но людей это не останавливает. Если предлагают договориться, вежливо напоминаю о правилах. Когда не слушается, сообщаю начальнику поезда. Тот может вызвать на ближайшую станцию полицию для оформления протокола об административном правонарушении.
- Водкой или чем-то еще проводники торгуют?
- Торгуют, но не водкой и другим алкоголем, а едой, водой, соками, сувенирной продукцией, чаем и кофе, которые представлены в каталоге магазина на колесах. Спиртное можно заказать только в вагоне-ресторане.
- А если кто-то сильно перебрал и буянит, как решаете вопрос?
- В штабном вагоне есть служба безопасности, которая утихомирит, если надо. А начальник поезда вызовет полицию.
- Бригадиры поезда прикрывают вас от ревизоров?
- Проводники сами не в курсе, кто придет, во сколько, на какой станции. Для начальника поезда (бригадира) это тоже сюрприз, поскольку его работу также проверяют. Бывало, что ревизоры и штрафовали, и акты писали - не договориться.
- Сколько проводникам платят за рейсы?
- По моему маршруту один рейс - это два дня, а один тур - пять дней (с перестоем в городах, где формируется состав). Есть надбавки за переработку, ночное время. В один тур может выйти по-разному, точные цифры не могу говорить — коммерческая тайна. В среднем зарплата проводников - 60 тысяч (по статистике hh.ru).
Служебный роман
- Идеальный пассажир в вашем представлении - какой он? И вообще, что нравится в работе?
- Идеальный пассажир соблюдает правила поведения в поезде, уважает личное пространство попутчиков, не конфликтует и при необходимости сотрудничает с нами, например, при проверке билетов или подготовке спальных мест.
В работе больше всего нравится прикасаться к судьбам других людей. Иногда поезд - единственное место, где человек может отдохнуть, помечтать, поговорить. Сложно подсчитать, сколько пассажиров прошло через мои вагоны.
- Путешествия под стук колес располагают к романтике. Случались счастливые знакомства?
- Между пассажирами и проводниками не знаю, но был служебный роман. В нынешней компании я проходила стажировку у своей напарницы. Мы стали общаться, подружились. А в то время поездным электромехаником работал парень лет 30. И я стала замечать: то он заглянет к моей коллеге, то она к нему уходит. Уже два года вместе. Может, скоро и дети появятся.
- Какой совет хотели бы донести до пассажиров? И что пожелать вам перед отправлением в путь?
- Пассажиров попросила бы соблюдать правила безопасности, беречь свои вещи, поддерживать в чистоте спальное место, а в случае чрезвычайной ситуации следовать инструкциям поездной бригады. Уважайте и наш труд, прислушивайтесь к просьбам. И тогда поездка пройдет в доброжелательной атмосфере. Пожелайте нам всем счастливой дороги!
Источник фото: Личный архив,Олег Укладов, Андрей Абрамов, Иван Макеев, Веленгурин Владимир / «КП»