Сгорая заживо, он посадил самолет и спас детей

Александр Петрович Мамкин. Источник: wikipedia.org
Александр Петрович Мамкин. Источник: wikipedia.org
Трудно придумать награду, которая соответствовала бы подвигу Александра Мамкина, но ему не присвоили даже ту, которой обязаны были удостоить

Когда огонь охватил ноги советского летчика, а летные очки начали стекать на штурвал, он не покинул горящую машину и не выпрыгнул с парашютом. Он сумел пересечь линию фронта и посадил свой Р-5 на первой же площадке соответствующего размера. Александр Мамкин проследил, чтобы из отсека вылезли 10 эвакуированных малышей, и только после этого потерял сознание.

«Идеальные доноры»

В конце 1943 года разведгруппа партизанской бригады имени Чапаева обнаружила в деревне Бельчицы, расположенной вблизи белорусского города Полоцк, не успевший эвакуироваться в 1941 году Полоцкий детский дом №1. Благодаря стараниям его директора и помощи местного населения около 150 детей в течение двух лет жили в Полоцке в относительной безопасности, пока немецким захватчикам не потребовалась свежая кровь для лечения своих солдат.

Не отличавшиеся совестью фашисты решили, что в качестве доноров можно использовать детей, которые в подавляющем большинстве были сиротами. Единственное, что останавливало захватчиков, так это плохое физическое состояние малышей, которые длительное время голодали.

Директор детского дома Михаил Степанович Форинко проявил хитрость, согласившись с требованиями немецкого командования, но объяснил, что детям нужно сначала восстановить силы, перейдя на усиленное питание. Из Полоцка воспитанников детского дома перевели в деревню Бельчицы, где они впервые смогли попить молока и вдоволь отъестся картошкой. Детям даже стали давать мясо, необходимое для повышения гемоглобина.

Фашисты как будто предчувствовали обман, и согласились поселить детдомовцев только в этой деревне, в которой стоял сильный немецкий гарнизон. Каково же было их удивление, когда выяснилось: буквально под их носом в течение нескольких месяцев готовилась партизанская операция «Звездочка», целью которой стала эвакуация детей в контролируемую партизанами зону с последующим их вывозом на Большую Землю.

Побег в тишине

Час «Х» настал в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года, когда деревню незаметно для врага покинули 154 воспитанника детского дома, 38 воспитателей, а также члены местной подпольной группы «Бесстрашные» вместе со своими родными. Прикрывали отход бойцы партизанского отряда имени Щорса. Им командование поставило труднейшую задачу по спасению детей.

Правду говорят, что везет всегда смелым и отважным. Несмотря на то, что в детском доме были воспитанники от трех до 14 лет, ни один из них не выдал себя неосторожным вскриком или плачем. Старшие несли на себе младших, ведь скрип колес даже одной телеги мог выдать расположение беглецов.

По приказу командования над Бельчицами в эту ночь несколько раз пролетали советские самолеты, отвлекая на себя внимание гитлеровцев, а детдомовцы мгновенно зарывались в снег, увидев взлетающие осветительные ракеты.

Разведывательный самолет Поликарпова Р-5. Источник: wikipedia.org
Разведывательный самолет Поликарпова Р-5. Источник: wikipedia.org

В нескольких километрах от деревни беглецов ждал специальный обоз из 30 саней, который по лесным тропам доставил детей в пределы Полоцко-Лепельской партизанской зоны Белоруссии.

Трудный путь за линию фронта

Возмущенные такой наглостью партизан немцы организовали крупную карательную операцию и заставили подпольщиков отступать в лесные чащи, оставляя пункты снабжения. В этих условиях воспитанники детского дома стали серьезной обузой и угрожали безопасности всего партизанского соединения.

На помощь пришла 3-я воздушная армия, летчики которой по ночам совершали рейды на вражескую территорию, доставляя с нее малышей и тяжело раненных бойцов.

Пилоты на свой страх и риск летели в немецкий тыл без штурманов, а в штурманскую кабину усаживали по двое-трое детей. Под крыльями «кукурузника» Р-5 подвешивали специальные люльки, благодаря чему за 1 рейс можно было вывезти на Большую Землю до 10 малышей.

Огромной проблемой стала переменчивая погода, не позволявшая летчикам вылетать на задание каждую ночь. Всего до 11 апреля удалось эвакуировать около 500 человек, включая всех воспитанников Полоцкого детского дома №1. Только последний полет едва не обернулся трагедией, но превратился в подвиг советского летчика с «говорящей» фамилией Мамкин.

Есть место подвигу

28-летний лейтенант Александр Мамкин считался опытным летчиком, он начинал в мирное время еще в гражданском флоте. Только за одну ночь с 10 на 11 апреля 1944 года он совершил восемь удачных рейдов к партизанам, доставив к своим 80 детей.

Партизан передает Александру Мамкину ребенка для посадки в самолет. Источник: wikipedia.org
Партизан передает Александру Мамкину ребенка для посадки в самолет. Источник: wikipedia.org

Во время девятого рейса он сознательно пошел на риск, погрузив 10 детей, их воспитательницу Валентину Латко и двух раненых партизан. Несмотря на перегруз, самолет плавно оторвался от земли и направился в сторону фронта.

Но на этот раз незаметно преодолеть систему немецкой противовоздушной обороны не удалось. Р-5 загорелся, но летчику удалось решить возникшие проблемы и продолжить полет. При пересечении линии фронта самолет Александра Мамкина был повторно атакован, на этот раз немецким ночным истребителем. Кабина «кукурузника» воспламенилась, но близость линии фронта заставила фашиста отвернуть, прекратив атаки.

По всем существующим инструкциям пилот был обязан покинуть горящую машину, выпрыгнув с парашютом, но не сделал этого, пытаясь спасти жизнь своих маленьких и взрослых пассажиров. Каким-то чудом ему удалось в темноте обнаружить ровную площадку у замерзшего озера и посадить на нее верный Р-5.

Сидевшие в кабине штурмана детдомовцы рассказывали, что видели, как на летчике загорелись комбинезон и шлемофон, начали плавиться летные очки. Его ноги сгорели до костей, но даже это не остановила героя, который решил пожертвовать жизнью ради других.

Дети живы, герой погиб

Последними словами вывалившегося из пылающей кабины Александра Мамкина были: «Дети живы?», после чего он потерял сознание. Лицо и остальные части тела летчика были обожжены, а от стоп с сапогами остались лишь обугленные головешки.

Несмотря на все усилия медиков, через шесть дней, 17 апреля 1944 года, лейтенант Александр Мамкин скончался от полученных ран. Даже повидавшие всякого на своем жизненном пути военные медики так и не смогли объяснить, как этот 28-летний парень из крестьянской семьи управлял пылающим самолетом.

Похоронили героя в деревне Маклок рядом с городом Велиж Смоленской области, а в 70-е годы прошлого века прах торжественно перезахоронили на воинском мемориале «Лидова гора».

За проявленный героизм лейтенанта Александра Мамкина предложили наградить Золотой звездой Героя Советского Союза (посмертно), для чего был составлен специальный наградной лист. Но по каким-то причинам награждение не состоялось.






«Командир воздушного судна – Господь и Бог»: что известно о летчиках, посадивших самолет в пшеничном поле
Обман Ельцина и выдумки в «Повести о настоящем человеке»: яркая судьба Алексея Маресьева