Лучшие юристы начинают карьеру в Америке с кассиров и официантов?

Наш колумнист Надежда Шульга вместе с семьей недавно перебралась в Америку. Каждый день ей приходится «сражаться» с реалиями американской жизни. Своими открытиями она будет делиться с читателями EG.RU еженедельно

Наш колумнист Надежда Шульга вместе с семьей недавно перебралась в Америку. Каждый день ей приходится «сражаться» с реалиями американской жизни. Где-то это бывает сложно, где-то - весело. Но большей частью очень увлекательно. Своими открытиями она будет делиться с читателями EG.RU еженедельно.

- Когда в американском супермаркете кассир поинтересовался, как у меня дела, я сразу «зависла» в раздумьях: «Ему действительно интересно? Он же просто товары сканирует, видит меня впервые в жизни. Что ему отвечать? И вообще по-английски я плохо говорю…»

Когда после магазина пришла в школу за дочкой, а затем на каток, все почему-то тоже заинтересовались: «How are you doing today? How is going?»

Под вечер я окончательно встала в ступор: «Да, елки-палки! Что им всем рассказывать!? Как отвечать?»

В России только спроси: «Как дела?», моментально на тебя выльется ушат проблем: «На работе все адски, денег мало, дочка болеет, машина сломалась». А здесь абсолютно незнакомые люди интересуются. Им действительно интересно, что вчера муж у меня налетел на какой-то табурет на трассе, немного помял бампер, ищем теперь, где починить….

Стала прислушиваться, что сами американцы отвечают на такие вопросы. Оказалось, ничего особенного. Так, в общих чертах. Но главное, я ни разу не услышала, чтобы они пожаловались, что все плохо, настроения нет, сил тоже. Всегда отвечают: «Fine! Good! Not bad». То есть отлично, хорошо, неплохо. Во, счастливые люди! Мало того, что всегда улыбаются, так еще и дела у них идут отлично!

У них вообще принято перекинуться парочкой слов пусть даже с первым встречным. Конечно, живут в домах, за день могут живой души не встретить. А поговорить-то хочется. Вот и используют любую возможность. Их короткие разговоры называются small talk. Классический пример, это когда в магазине кассир, пробивая покупки, интересуется: «Как у вас дела?» Считается, что из уважения к человеку, который вынужден стоять за этой кассой несколько часов подряд (и ему здесь банально скучно), беседу надо поддержать. Можно обсудить бейсбол, погоду, выходные. Кассиры – настоящие профи в беседах за 30 секунд. С полпинка входят в контакт с любым.

Кстати, еще одна такая же «школа общения» - это поработать официантом в кафе. Мало того, что чаевые могут быть 200 долларов за вечер, так еще и клиентоориентированность развивается моментально. Говорят, богатенькие родители, мечтающие вырастит из своих отпрысков успешных юристов, стоят в очередь, чтобы отдать ребенка поработать официантом в какую-нибудь приличную сеть кафе или ресторанчиков с большим потоком клиентов. Чтобы «прокачать» навыки общения.

Американцы с детства заводят эти «смалл токи». И оказывается, у них даже есть специальные правила и техники ведения такой беседы. Например, в первом пункте говорится, что надо задавать «эхо-вопросы», используя «эхо-слова». Допустим, владелец милой собачки, с которым вы встретились в парке, сообщил, что говорит на пяти языках. Вы моментально реагируете: «На пяти языках?» Или знакомый рассказал, что в отпуск едет в Японию. Вы тут же ему вторите: «В отпуск? В Японию?!» И дальше понеслась беседа-матушка.

Следующим пунктом рекомендуется изо всех сил демонстрировать внимание и стараться соглашаться со своим собеседником, используя слова: «Вау! Как интересно! Здорово! Правильно! Конечно!» Подогреваемый вашим интересом, собеседник раскрывается как на ладони, выкладывая все новые и новые подробности.

Автор колонки Надежда Шульга и ее дочь Лиза

Автор колонки Надежда Шульга и ее дочь Лиза

И вот тут-то пришло время задавать «Wh-questions» - What, Why, Which… То есть расспросить уже об обстоятельствах: где, почему, зачем? Помните, политику с первым встречным не обсуждаем, денежные вопросы тоже…

Мало того, что этот мини-разговор надо правильно начать, правильно провести, так еще и правильно закончить! На это тоже даны специальные правила. Например, надо мило улыбнуться, сообщить, что приятно было познакомиться, поболтать, но сейчас вам непременно надо бежать куда-то. Например, забрать ребенка с занятий. И очень вежливо и улыбчиво удалиться.

Ах, да, у них существуют еще особые указания для water-cooler talk! Это когда коллеги в офисе встречаются у кулера с водой, чтобы сделать себе чайку.

Что-то мне кажется, такие правила неплохо было бы изучать на факультетах журналистики в университете. Ведь с порога прыгнуть в общение с незнакомым человеком в непонятном настроении – это еще надо уметь. Вот потренируюсь здесь немного - сначала устроюсь на кассу, потом в ресторан официантом, а потом как вернусь домой, как пойду брать интервью. Никто не «соскочит». Шутка, конечно. Хотя, кто его знает?