ОБЩЕСТВО

Иван Валентик: «Большинство лесных пожаров происходят из-за людей»

Иван ВАЛЕНТИК
Поджигателей ждёт уголовная ответственность, а сбор валежника перестанет быть хищением

В России начался горячий сезон лесных пожаров. Одни регионы уже запылали, другие – только готовятся бороться с огнем. Глава Рослесхоза Иван ВАЛЕНТИК в эксклюзивном интервью рассказал, какие меры принимаются для предотвращения возгораний, и что делается, чтобы сохранить российские леса от насекомых-вредителей и незаконной вырубки.

- Иван Владимирович, сколько гектаров леса уже сгорело в этом году?

- Из-за изменения погодных и климатических условий лесные пожары 2018 года начались со значительным опережением. Всего c начала пожароопасного сезона возникло 3,9 тыс. лесных пожаров на площади более 1,1 млн га. Уже в начале января был зарегистрирован первый пожар в Приморском крае. Мы круглосуточно отслеживаем ситуацию, и основной причиной возгораний был и остается человеческий фактор. Только представьте, что больше 55 процентов лесных пожаров просто не было бы, если бы несознательные граждане не курили в лесу, не разжигали костры, соблюдали бы элементарные правила пожарной безопасности! Большинство возгораний  – это следствие влияния человека на природу.

- Этот год отличается от прошлых по количеству и масштабу возгораний?

- Возникновению и распространению пожаров в текущем году способствовал быстрый сход снежного покрова в южной части Сибирского и Дальневосточного округов. Когда почвенный покров просыхает слишком интенсивно, быстрее, чем оттаивает сам грунт и водоемы, то осложняются работы по прокладке минерализованных полос и забору воды из водоемов для тушения пожаров. Также сильный ветер способствует быстрому распространению огня и росту площадей пожаров.

В этом году лесопожарная обстановка в сравнении с прошлым годом остается сложной. Да, количество лесных пожаров на 24 мая сопоставимо с прошлым годом – 3990 против 3917, при этом пройденная огнем на территории земель лесного фонда площадь почти в 3,9 раза больше, чем на алогичную дату прошлого года.

Здесь сыграл роль и антропогенный фактор, и климатические условия, и, что уж тут греха таить, – недостаточное и несвоевременное привлечение сил и средств пожаротушения регионами. Это привело к упущению контроля над ситуацией и значительному росту площадей лесных пожаров с момента обнаружения и до момента ликвидации. Я бы отдельно хотел подчеркнуть, что именно своевременное обнаружение и оперативное реагирование на лесной пожар позволяет в разы минимизировать ущерб от него и значительно снизить негативные последствия.

- Где самые сложные очаги на данный момент?

- На Амурскую область пришелся весенний пик пожарной опасности и значительный прирост по площади лесных пожаров. Сильный ветер, недостаток осадков и превышение температуры воздуха по сравнению с климатической нормой значительно ускорили распространение огня. Усилиями авиалесоохраны удалось взять ситуацию под контроль. По информации на 24 мая наиболее сложная лесопожарная ситуация сложилась в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях, где действовали лесные пожары на площади более 4 тысяч га. Сейчас в Курганской, Свердловской и Челябинской областях за сутки возникает от 15 до 27 новых лесных пожаров. Это обусловлено установившейся сухой и жаркой погодой, а также усилением ветра.

- Меры против поджигателей и нерадивых туристов ввели, почему они не
помогают?

- Совместные патрульные группы с сотрудниками МВД России и МЧС России постоянно проводят рейды. Мы регулярно ловим нарушителей и привлекаем к административной ответственности. С начала 2018 года составлено 2 940 административных протоколов.

Однако сумма штрафа за поджог очень мала, до четырех тысяч рублей максимум, а ущерб и риски огромные. При этом сегодня прорабатывается вопрос о введении уголовной ответственности за сельскохозяйственные палы. В случае причинения крупного ущерба такая ответственность должна быть, потому что даже по землям лесного фонда, по малоценным насаждениям сегодня рассчитанный ущерб не позволяет возбудить уголовное дело по статье 261 Уголовного кодекса за поджоги. Это нужно делать, так как, к сожалению, методами запретов и минимальными административными штрафами ничего не решить.

Сегодня статьи Уголовного Кодекса работает по квалифицирующим признакам причинения крупного ущерба или вреда людям. Поэтому сам по себе поджог травы, который не приводит к тяжелым последствиям, не рассматривается как уголовно наказуемое деяние. Штраф, который сейчас установлен, не останавливает людей совершать противоправные действия.

- Что сделано вашим ведомством для предотвращения
проблемы возникновения лесных пожаров?

- Да, наиболее эффективный способ борьбы с лесными пожарами – это их предотвращение. В ряде регионов России заключены региональные соглашения между органами исполнительной власти в области лесных отношений и общественными организациями. Приведу несколько примеров. В Республике Бурятия заключен меморандум трех сторон, между Республиканским агентством лесного хозяйства, Ассоциацией по развитию экотуризма «Большая Байкальская тропа» и клубами скандинавской ходьбы, с целью контроля за соблюдением правил пожарной безопасности на лесных территориях. В Иркутской области Министерством лесного комплекса региона совместно с обществом «Добровольный пожарный отряд» и региональным ВДПО создано 14 отрядов для мониторинга лесопожарной обстановки, тушения возгораний, оказания помощи в проведении профилактических мероприятий.

В этом году горимым регионам значительно увеличено финансирование. Федеральным бюджетом на 2018 год на охрану лесов от пожаров запланировано 5,9 млрд рублей, в том числе на тушение лесных пожаров 1,2 млрд рублей. Также мы запланировали дополнительное финансирование на увеличение кратности авиапатрулирования на период 2018 – 2020 годы в объеме 4,2 млрд рублей, то есть ежегодно по 1,4 млн. рублей. Это значительные суммы, которые пойдут на предупреждение и борьбу с огненной стихией.

В последнее время очень многое делается на  законодательном уровне. Внесены системные изменения в Лесной кодекс, в Закон «О  пожарной безопасности», выстраивается обновленная система управления охраны  лесов от пожаров. Решен вопрос с укреплением координации и межведомственного  взаимодействия. Сегодня на законодательном уровне четко распределены обязанности и закреплены полномочия Рослесхоза по координации охраны лесов от пожаров в Российской Федерации. До 2017 года у нас таких полномочий не было.

Мы системно подходим к борьбе с пожарами: создали научный пирологический центр, межрегиональный центр по координации, охраны и защиты лесов в Красноярске.

- Какие новшества применяются для борьбы с лесными возгораниями? Раньше борозды копали, а что сейчас?

- Объективная реальность такова, что собственных сил и средств регионов хватает только на низкую, либо на низкую и среднюю горимость. В случае высокой горимости используется механизм межрегионального маневрирования сил и средств. Основной силой в рамках межрегионального маневрирования являются парашютисты-десантники Федеральной Авиалесоохраны и парашютисты-десантники региональных специализированных учреждений авиационной охраны лесов. Их численность составляет 700 человек, которые работают на ликвидации чрезвычайных ситуаций и на упреждение на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий.

На сегодняшний день силами лесной охраны ликвидировано лесных пожаров на площади около 300 тыс. га. С прошлого года на Федеральное агентство лесного хозяйства, в соответствии с изменениями в Лесной кодекс, возложено проведение работ по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также проведение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров. В 2017 году проведение работ по искусственному вызыванию осадков оказало действенную помощь наземным группировкам в локализации и ликвидации лесных пожаров, в том числе крупных, а также обеспечило снижение уровня пожарной опасности, как на землях лесного фонда, так и на землях особо охраняемых природных территорий.

Также мы значительно продвинулись в вопросах внедрения и использования различных видов мониторинга дистанционным методами. Это, в свою очередь, способствует своевременному выявлению неблагополучного состояния лесных насаждений, оценке и прогнозу развития состояния лесных экосистем для заблаговременного принятия решений.

Мы постоянно совершенствуем нашу нормативно-правовую базу. В частности, прорабатывается вопрос по наделению Авиалесоохраны собственными полномочиями по авиационной охране лесов от пожаров на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и в наиболее уязвимых субъектах Российской Федерации.

- В некоторых регионах запретили населению ходить в лес. Эти меры
помогают?

- В особых случаях, при повышении классов пожарной опасности вводится запрет на посещение гражданами лесов и въезд туда транспорта. Особый противопожарный режим вводится в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления. То есть этот режим может быть введен как Федеральным агентством лесного хозяйства, так и властями субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений.

Дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые в период действия особого противопожарного режима, в первую очередь направлены на обеспечение безопасности самих граждан, их имущества и здоровья. Именно поэтому среди защитных мер предусматривается запрет на посещение гражданами лесов и въезда в них транспортных средств, разведение огня. Надо понимать, что запрет на посещение лесов – не фантазия Федерального агентства лесного хозяйства и не какое-либо ущемление прав и свобод граждан. Эти вынужденные меры нужны что бы предотвратить бессмысленные жертвы среди гражданского населения и сократить экономический ущерб, наносимый огнем.

На сегодняшний день в 12 регионах полностью запрещено посещать леса и запрещен въезд транспортных средств. Например, полный запрет на посещение лесов действует на всей территории Рязанской, Воронежской, Челябинской и Ярославской областей. В некоторых регионах запрет на вход в леса действует выборочно. В пяти районах Свердловской области, в одном районе Курганской области, в двадцати одном районе Тюменской области, в одном районе Омской области, в четырех районах Забайкальского края, в одном районе Хабаровского края, в двух районах Приморского края и в одном районе Республики Крым.

- Что изменилось в работе лесничих? Какие их обязанности и действия в случае появления огня?

- Лесничие, сегодня, как это и было всегда, – опора всего лесного хозяйства России, специалисты, не просто отдавшие жизнь служению лесу, но и лучше других знающие о его проблемах. Именно на этих людей ложится огромная ответственность при тушении лесного пожара.

В некотором роде лесничий – это военачальник в битве с огнем. Он руководит работой Оперативного штаба лесничества или лесопарка; осуществляет стратегическое планирование сил и средств пожаротушения, действий по ликвидации лесных пожаров; взаимодействует с руководителями тушения лесных пожаров; организует межведомственное взаимодействие; организует обеспечение работ по тушению лесных пожаров.

Лесничий, обнаруживший или получивший сообщение о пожаре, обязан немедленно принять меры по организации его тушения силами команды пожарно-химической станции или других пожарных формирований. На его плечи ложится общее руководство государственной лесной охраной и лесопожарными подразделениями предприятия, организация и проведение работ по охране лесов от пожаров и лесонарушений.

В качестве руководителя тушения лесных пожаров лесничий управляет на принципах единоначалия подразделениями лесопожарных организаций, а также привлекаемыми силами и средствами пожаротушения, участвующими в тушении.

- В СМИ постоянно появляется информация о том, что наши леса на Дальнем Востоке незаконно вырубают в огромных масштабах и потом продают в Китай. Это действительно так?

- Лесной сектор Дальневосточного федерального округа имеет выраженную экспортную специализацию. Наиболее интенсивно лесопользование развивается в южных регионах Дальнего Востока, что связано с промышленной и транспортной освоенностью этих территорий, их удобным географическим положением, имеющим выходы к морским портам и автомобильным пограничным переходам. На территории Дальневосточного федерального округа в 2017 году осуществлялось использование лесов на основании 9 513 договоров аренды лесных участков на площади 60,6 млн га. Фактический объем заготовки древесины по итогам 2017 года составил 16,4 млн м3.

Согласно данным Федеральной таможенной статистики по итогам 2017 года объем экспорта необработанных лесоматериалов с территории Дальневосточного федерального округа составил 19,4 млн м3, в том числе в Китай – 12,9 млн м3. Важно, что постановлением Правительства Российской в 2007 году утверждено поэтапное увеличение таможенных ставок вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов необработанных лесоматериалов, вследствие чего объем экспорта лесоматериалов снизился с 51,1 млн м3 в 2006 году до 17,6 млн м3 в 2012 году.

Стоит отметить, что за период с 2010 года экспорт круглого леса в Китай уменьшился на 16% (с 15,3 млн м3 до 12,9 млн м3), а обработанных лесоматериалов – увеличился в 3,5 раз (с 3,1 млн тонн до 11,2 млн тонн).

Говоря о незаконных рубках, хотел бы привести следующие цифры. В 2017 году на землях лесного фонда на территории Дальневосточного федерального округа выявлено 1 105 фактов незаконной рубки лесных насаждений объемом 47,1 тыс. м3.

Вред, причиненный лесам, составил 1,2 млрд руб. В сравнении с 2016 годом количество незаконных рубок снизилось по числу фактов на 7%, по объему незаконно заготовленной древесины на 12% и причиненному вреду на 35%.

В  Дальневосточном федеральном округе, так и в целом по России, покупатели перестали брать древесину неизвестного происхождения из нелегальных и полулегальных схем, требуют от поставщиков сырья регистрации в ЛесЕГАИС, и контролируют происхождение древесины поставщиков через открытые данные.

Также действуют и аудиторы в системах добровольной лесной сертификации.

- Как ситуация с вредителями деревьев? Где сейчас больше всего проблем с насекомыми по регионам?

- Нашествия насекомых вредителей - еще одна серьезная угроза лесам России помимо лесных пожаров и незаконных рубок.

Федеральное агентство лесного хозяйства в таком же онлайн режиме, как и с лесными пожарами, контролирует ситуацию с так называемым «зеленым пожаром». Ежегодно в лесных насаждениях Южного, Уральского и Приволжского федеральных округов Российской Федерации действуют очаги непарного шелкопряда, рыжего соснового пилильщика, звездчатого ткача-пилильщика, комплекса листоверток и стволовых вредителей, а с 2016 года отмечено нарастание численности сибирского шелкопряда.

Для поддержания оптимального лесопатологического и санитарного состояния российских лесов ежегодно проводятся мероприятия по ликвидации очагов вредителей на площади более 200 тыс. га. В 2017 году проведены беспрецедентные мероприятия по ликвидации очагов сибирского шелкопряда, благодаря которым удалось предотвратить гибель хвойных насаждений, в том числе кедра сибирского, на площади более 1,4 млн га и экологический ущерб от повреждения вредителем в размере 105,4 млрд рублей.

В этом году продолжатся мероприятия по ликвидации очагов сибирского шелкопряда в насаждениях Красноярского края, Томской, Кемеровской и Иркутской областей. Для проведения мероприятий по ликвидации очагов вредителей в 2018 году в насаждениях Сибирского федерального округа Рослесхозом выделено финансирование в размере почти 231 млн рублей.

Климатические особенности, большой транспортный поток, развитая туристическая инфраструктура в Южном федеральном округе способствует развитию очагов вредителей и проникновению на территорию России инвазивных и карантинных вредных организмов, что способствует ухудшению лесопатологической ситуации.

Согласно данным государственного лесопатологического мониторинга в насаждениях Южного федерального округа зафиксировано наличие следующих опасных инвазивных и карантинных вредителей: дубовый клоп-кружевница, белая американская бабочка, восточная каштановая орехотворка, сосновый семенной клоп, самшитовая огневка.

Подведомственным Рослесхозу учреждением, ФБУ ВНИИЛМ, проводятся научно-исследовательские работы по разработке мер защиты лесов от инвазивных и карантинных вредителей. Создана технология комплексной защиты пихты от уссурийского полиграфа и пихтовой гроссмании. Ведутся работы по защите насаждений от дубового клопа-кружевницы, восточной каштановой орехотворки,
соснового семенного клопа.

- Недавно изменился порядок сбора валежника, расскажите подробнее о новой инициативе. В чем была проблема и как ее решили?

- 19 апреля 2018 Владимир Путин подписал закон «О свободном сборе валежника». Закон вступит в силу 1 января 2019 года. По действующему на данный момент законодательству, присвоение находящейся на землях лесного фонда древесины, в том числе ветровальных и буреломных деревьев, рассматривается как хищение. В этом случае может применяться статья 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает наказание вплоть до лишения свободы сроком на 2 года. Данные нормы являются абсурдными с точки зрения современных реалий и здравого смысла.

Суть закона состоит в том, что валежник, а это сухие деревья или их части, лежащие на земле, включается в состав недревесных лесных ресурсов, перечисленных в статье 32 Лесного кодекса РФ и может беспрепятственно использоваться в личных целях. Закон разработан на основании многочисленных обращений граждан. Его цель – обеспечить людям доступ к валежнику для собственных нужд без прохождения длительной процедуры оформления разрешительных документов.

Считаю, что это нужная и крайне своевременная инициатива, направленная на усовершенствование действующего лесного законодательства.

Вам может быть интересно: