Знаменитый адвокат Генрих Падва спас от тюрьмы Высоцкого, но проиграл дело любовницы Пастернака

Генрих Падва

Не дожив нескольких дней до 95-летия, от инсульта умер Генрих Падва -легендарный адвокат, чьи подзащитные вошли в историю. Среди них были культовые артисты, крупные политики, криминальные авторитеты и диссиденты. Именно он инициатор моратория на смертную казнь, из-за чего подонки, убивавшие людей в «Крокусе», например, останутся живы.

Генрих вырос в семье инженера и балерины. С детства его окружали искусство и культура: домашние чтения, походы в театр и на концерты. Юный Падва мечтал то о службе в милиции, то об актерской карьере, но судьба сделала неожиданный поворот. В руки ему попала книга с высказываниями дореволюционных адвокатов. И пришло осознание: «Вот мой путь!»

Окончив в 1953-м юридический институт, он уехал в провинцию.

- Мама к тому времени уже умерла, отец женился на другой, отношения с мачехой у меня не сложились, - вспоминал Генрих. - Поэтому отправился служить в Калининскую область.

Стажировался в Ржеве, затем получил назначение в Погорелое Городище. Маленький райцентр, где он стал единственным адвокатом, открыл перед пареньком всю палитру юридической практики: от имущественных споров до тяжких преступлений. Первое же дело оказалось особенным.

- Это было уголовное дело по обвинению в изнасиловании несовершеннолетней, - рассказывал Падва. - И единственный за всю мою практику случай подлинной явки с повинной.

Мужчина пришел в милицию спустя годы после преступления: тайна не давала ему жить.

- Стахановец, знатный рабочий, семья, две дочери… Никто не подозревал его ни в чем подобном, - вспоминал адвокат, добавляя, что до этого его подзащитный бежал в Сталинград, построил там жизнь с нуля - женился, воспитал детей, получил орден. Но вдруг признался: «Я представлял, как дочери узнают о моем прошлом позоре. Это будет для них ужасным потрясением».

Потерпевшая его простила, но закон требовал наказания, ведь жертва была совсем юной. Суд, учтя явку с повинной и ее показания, назначил три года. Падва хотел добиться смягчения, но подзащитный остановил: «Не надо! Я отсижу и выйду уже освобожденным от этого груза».

Генрих Падва с подругой 

Один на один с серым волком

В Калининской области Генрих трудился до 1971 года. Успев окончить истфак пединститута. Этот период жизни он сравнивал с обучением плаванию:

- Одних учат долго и целенаправленно, а других кидают на глубину и смотрят, выплывут ли. Мне достался второй способ.

Без наставников, без нормального транспорта - только он и правовая пучина. До клиентов приходилось идти километры пешком по непролазной грязи. Однажды он столкнулся с волком, но не струхнул, замахнулся дубиной, заорал - и хищник дал деру.

- Я был один адвокат на весь район. Все дела - мои, - вспоминал Падва. - Зато стал универсальным юристом. До этого я понятия не имел, например, о разделе крестьянского двора. Что это такое? Что такое севооборот? Все узнал впервые.

Перебравшись в Москву, Падва стал выбирать самые сложные и захватывающие процессы. Не все они заканчивались победой. Одним из самых горьких он называл дело о наследстве Бориса Пастернака:

- У него была возлюбленная, Ольга Ивинская, с которой он жил, которую обожал и которой посвятил несколько произведений. Он оставил ей многое из того, что создал. Но ее посадили и все отняли. Когда ей удалось реабилитироваться, ни одной бумаги не отдали. Я тоже не смог ей помочь.

Отбил любовницу у Абдулова

Довелось Падве поработать и с Владимиром Высоцким. Поэт предстал перед ним щуплым, невысоким - совсем не таким, каким его воображала публика. Одет модно, особенно запомнились адвокату узконосые туфли.

Поначалу Владимир Семенович держался подчеркнуто холодно: до него дошел слух, что Падва отбил любовницу у его друга Всеволода Абдулова. Но выяснилось, что Сева не переживал из-за разрыва. А дело тем временем гремело на весь Союз. В 1979 году в Ижевске возбудили уголовку о махинациях с билетами на концерты. Организаторы использовали «левую» схему: артист получал за выступления гораздо больше, чем полагалось по официальной тарифной сетке. Администраторов арестовали, среди них оказался Василий Кондаков, человек уважаемый в артистической среде. Вот Высоцкий и обратился к Падве:

- Помоги Кондакову. Но имей в виду: они не просто хотят посадить администраторов - цель куда шире.

По мнению барда, метили в него самого. Да и следователь из Ижевска не скрывал неприязни к столичному артисту и пытался привязать Высоцкого к делу. Но суд, длившийся несколько месяцев, исключил эпизоды, связанные с его концертами. Единственное, Владимира Семеновича заставили вернуть деньги за несостоявшиеся выступления в Глазове.

Процесс завершился в июле 80-го, за несколько дней до смерти Высоцкого. Падва встретился с ним после возвращения из Ижевска:

- Прямо из аэропорта заехал на Таганку сообщить Володе, что все в отношении него закончилось благополучно…

Состояние барда ухудшалось, и более подробного разговора не произошло. А вот главному фигуранту, Василию Кондакову, Генрих не помог. Тот получил 10 лет усиленного режима и умер на зоне.

Генрих Падва 

Адвокат по понятиям

В 1981-м Падва взялся за дело, от которого многие коллеги отказались бы без раздумий: согласился защищать Вячеслава Иванькова - криминального авторитета Япончика.

По версии следствия, филателист Аркадий Нисензон обратился к Иванькову за помощью в разрешении конфликта из-за украденных икон. Иваньков потребовал 100 тыс. руб. - 60 за иконы, 40 в качестве «компенсации». Рядовые граждане тогда получали в среднем 180 руб. в месяц.

Когда Нисензон отказался платить, его избили, приковали наручниками к батарее и угрожали залить в ванне кислотой. Филателист подписал расписки и был отпущен.

Оперативники узнали о случившемся, однако напуганный филателист долго отказывался давать показания, но в итоге согласился. Падва подошел к защите Япончика с холодной точностью. Он не оправдывал методы подзащитного и прямо признавал:

- Он требовал вернуть долг средствами не совсем законными.

Но адвокат видел в этом не хаотичную жестокость, а систему: «Действовал «по понятиям». Они основаны на чувстве справедливости: если должен - то отдай». Добился снятия с Иванькова тяжкого обвинения в незаконном хранении оружия, отсек из процесса другие слабо доказанные эпизоды и уверял, будто сохранил с клиентом дистанцию - не стал, мол, ни его союзником, ни обличителем.

Суд приговорил Иванькова к 14 годам. Позже срок увеличили из-за драк в колонии. В 1991-м, после ходатайств Иосифа Кобзона и Святослава Федорова, Япончик вышел по УДО. Затем случились отъезд в США, новый арест за вымогательство, экстрадиция в Россию и, наконец, оправдательный приговор по делу об убийстве в 2005 году.

Табаков поступил как Лариса Долина

С методами работы Генриха Падвы довелось столкнуться и «Экспресс газете». В 2009 году мы опубликовали интервью с Филиппом Смоктуновским, сыном великого Иннокентия Смоктуновского. Филипп рассказал, что Олег Табаков писал на него доносы в известную инстанцию.

Табаков обратился к Падве. Иск был составлен в считаные дни. Падва виртуозно задействовал то, что в юридических кругах называют «позвоночным правом». Результат ошеломил: процесс уложился в одно заседание. Филиппа как свидетеля в зал не пустили, суд вынес решение молниеносно.

Генрих Павлович наглядно продемонстрировал: в юриспруденции огромную роль играют не только веские доказательства, но и знание негласных механизмов системы, связи на самом верху. Что, кстати, вся страна недавно наблюдала в деле Ларисы Долиной, которая организовала звонок сверху, превративший судей в дрессированных собачек.

Жена годилась во внучки

Личная жизнь Падвы складывалась драматично. Первый брак с Альбиной оборвала ее ранняя смерть в 1974 году. От этого союза у адвоката осталась дочь Ирина. Более 20 лет он жил один, довольствуясь легкими романами.

В 1996 году, уже будучи признанным мэтром, он женился вновь - на искусствоведе и помощнике нотариуса Оксане Мамонтовой, которая была моложе его на 40 лет. Их союз, скрепленный брачным договором, продлился до конца его дней. У Оксаны есть сын Глеб от первого брака, Падва принимал мальчика как родного, балуя дорогими подарками.