Кому обязаны жизнью уцелевшие в самой страшной железнодорожной катастрофе в истории России

Железнодорожная катастрофа. Фото: wikimedia.org
Железнодорожная катастрофа. Фото: wikimedia.org
Без малого тридцать лет назад уфимские врачи, забыв об усталости, сне и отдыхе, делали все, чтобы спасти пострадавших, обожженных пламенем людей, которых были сотни

В ночь с 3 на 4 июня 1989 года 1710-й километр Транссибирской магистрали озарился гигантским горящим факелом. Объятыми огнем оказались сразу два пассажирских поезда – подобной по масштабу железнодорожной катастрофы не случалось ни во времена СССР, ни во времена современной России. Очевидцы до сих пор с ужасом вспоминают те события. Тогда погибли и пострадали сотни человек, и жертв могло бы быть намного больше, если бы не самоотверженные действия сотрудников экстренных служб, врачей и местных жителей.

Роковое совпадение

Электровозы на Транссибирской магистрали. Фото: wikimedia.org
Электровозы на Транссибирской магистрали. Фото: wikimedia.org

Трагедия на железной дороге, масштабнее которой в России не случалось и, надо надеяться, никогда не случится, произошла в самом начале курортного сезона. Тогда два поезда – «Новосибирск-Адлер» и следующий в противоположном направлении «Адлер-Новосибирск» угодили в огненную ловушку на перегоне между станциями Аша и Улу-Теляк, в нескольких километрах от Уфы. Взрыв газа, просочившегося из расположенного меньше чем в километре от железной дороги газопровода «Западная Сибирь-Урал-Поволжье» и «стекшего» в низину, к железнодорожному полотну, произошел в тот момент, когда в газовое облако въехали поезда. По роковому стечению обстоятельств, ранее составы никогда не пересекались в этой точке, но в тот день один из составов запаздывал, и график был нарушен.

В обоих поездах, согласно официальным данным, находилось 1284 пассажира, включая почти 400 детей. Но так как тогда на детей до пяти лет отдельные билеты не выписывались, а многие ехали на юг семьями, то установить точное количество пассажиров впоследствии оказалось невозможно. Когда произошел взрыв, многие спали, поэтому сразу и не поняли, что произошло. Люди попадали с полок от сильного толчка, а вокруг уже все пылало. Многие сгорели заживо – мгновенно, даже не успев ничего осознать. Впоследствии эксперты выяснили, что температура в эпицентре достигала тысячи градусов по Цельсию.

Взрыв разрушил оба электровоза и 37 вагонов из 48, 26 вагонов оказались объяты пламенем и выгорели изнутри, еще 11 были сброшены с рельсов взрывной волной огромной силы.  Пожар охватил всю низину – как потом рассказывали военные, с вертолета место катастрофы напоминало огромный выжженный круг диаметром около километра. А сила взрыва оказалась всего в семь раз слабее взрыва атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. В городе Аше, расположенном в 10 километрах от места трагедии, ударной волной выбило стекла в домах.

Железнодорожные пути вблизи города Аша, находящегося в 10 километрах от места аварии. Фото: wikimedia.org
Железнодорожные пути вблизи города Аша, находящегося в 10 километрах от места аварии. Фото: wikimedia.org

Страшная ночь

Первый звонок поступил на пульт уфимской «скорой помощи» спустя несколько минут после взрыва. Тогда диспетчер станции Улу-Теляк сообщил, что горит вагон поезда, но настоящий масштаб катастрофы стал понятен не сразу. Точного адреса никто не знал – бригады «скорой» одна за другой неслись «на факел», который был виден почти на сто километров. Было задействовано около сотни бригад. Добираться до места аварии приходилось пешком – дороги не было, а подъезды к путям оказались разворочены взрывом.

Потом врачи, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы, рассказывали, что работали на автомате. Времени на размышления не было. Работали почти все бригады скорой, на «вызовы» оставили меньше десяти машин – все силы бросили к месту аварии. В эвакуации пострадавших задействовали авиатехнику – вертолеты местного вертолетного училища, они приземлялись на площади практически в центре города – откуда обожженных людей срочно развозили по больницам – кого на машинах «скорой», кого на такси, кого на автобусах, кого на грузовиках, что находилось.

Уже после первых пациентов врачи столкнулись с проблемой нехватки медикаментов, а люди все поступали – сотнями. К счастью, на находившихся неподалеку складах гражданской обороны хранились носилочные средства и перевязочные материалы, нашлись на складах и обезболивающие препараты – пострадавшие смогли получить первую помощь.

Рано утром 4 июня по радио объявили мобилизацию всех врачей. Медики, милиция, военные, железнодорожники, многочисленные добровольцы работали круглосуточно. Люди несли в больницу еду и лекарства. Старший врач «скорой помощи» города Уфы Михаил Калинин, которому первым пришлось принимать экстренные решения, впоследствии вспоминал, что за ту ночь он полностью поседел – в 37 лет.

В последующие дни часть пострадавших доставили самолетами в ожоговые центры Москвы, Ленинграда и других городов. Многих из них удалось спасти. Врачи делали, что могли – но далеко не всегда медицина всесильна. По официальной информации, при взрыве погибли 258 человек, еще более трехсот впоследствии скончались в больницах – многие поступали в очень тяжелом состоянии. Всего же, по официальным данным, число жертв трагедии составило 575 человек, по неофициальным – почти 800, около трети из них – дети. Слаженная работа врачей, их мгновенная реакция спасла сотни жизней – впоследствии не раз говорилось, что, если бы не местные медики и все, кто им помогал, жертв могло бы быть намного больше.

Кто виноват?

Транссибирская магистраль сегодня. Фото: wikimedia.org
Транссибирская магистраль сегодня. Фото: wikimedia.org

По официальной версии, утечка газа произошла  из-за повреждений газопроводом экскаватора еще при его строительстве. По другой версии, во всем была виновата коррозия, возникшая из-за близости железной дороги и появившаяся в результате нее трещина. По некоторым данным, газ накапливался в низине несколько дней, говорили, что на его запах жаловались многие машинисты проходивших по Транссибу поездов, но к ним никто не прислушался. Наиболее вероятной причиной взрыва эксперты назвали случайную искру: она могла возникнуть при встрече поездов, из-за торможения.

Судебные разбирательства длились шесть лет. Несколько сотрудников монтажно-строительного управления, осуществлявшего строительство газопровода за четыре года до аварии, получили сроки – до пяти лет, некоторым дали условные.

После железнодорожной катастрофы под Уфой было принято решение делать вагоны из других материалов, менее горючих и более жаро- и пожаростойких. Рассказывают, что машинистам также дали инструкцию впредь останавливать составы, если они почувствуют запах газа. Трубопровод в этом районе впоследствии демонтировали. На месте выжженной земли посадили новый лес, а 1992 году на месте трагедии открыли мемориал.

Место железнодорожной катастрофы 4 июня 1989 года. Вид со спутника
Место железнодорожной катастрофы 4 июня 1989 года. Вид со спутника





По больному месту: пациент обвинил хирурга в избиении
Подозреваемые в изнасиловании дознавательницы обжаловали арест в Верховном суде Башкирии