Специальный репортаж из Музея истории телефонов

В Москве на Садово-Кудринской площади открылся крупнейший в Европе Музей телефонов
В коллекции музея - более 2 тысяч реликвий
В Москве открылась самая большая в Европе экспозиция раритетных аппаратов

В Москве на Садово-Кудринской площади открылся крупнейший в Европе Музей телефонов. Вот, казалось бы, сугубо утилитарная вещь, но ведь что ни модель, то кусочек истории - вспомните хотя бы знаменитое «Барышня, Смольный!» или легендарные «кирпичи»-мобилы начала нынешнего века. Так что посмотреть на это стоит.

Попав в хранилище средств связи, собравшее модели с позапрошлого века до наших дней, не раздумывая, берите экскурсию. Уйдете после нее солидно подкованными технически, да еще обогатите кругозор байками, которыми вас любезно снабдит экскурсовод Владимир Дмитриевич Цукор. Сам он 57 лет проработал в отрасли связи, трудился на Центральном телеграфе и, кажется, влюблен в свое дело до фанатизма. Так что не надейтесь сбежать «по-быстрому»: вам тут не только все расскажут и покажут, но и дадут подергать за старинные рычажки, научат работать на телефонной станции, да еще напоят кофе. В общем, мне понравилось.

До революции установить дома телефон можно было за 250 рублей (для сравнения: енотовая шуба стоила 80 рублей)
До революции установить дома телефон можно было за 250 рублей (для сравнения: енотовая шуба стоила 80 рублей)

Большинство из полусотни представленных в музее экспонатов - подлинные. Трубкам Белла, действие которых продемонстрируют в начале экскурсии, - полторы сотни лет: их начали использовать в 1875-м. Тут же на стене более продвинутые образцы со звукоприемниками, которые регулируются по высоте, и обитыми бархатом подлокотниками - для любителей подолгу зависать на трубке. А вот «гигиенофоны» - телефоны с серебряной ручкой: благородный металл убивает микробы.

Мы доходим до мощных шахтерских аппаратов с дополнительной защитой от угольной пыли, устройств с подводных лодок. Один из телефонов когда-то стоял на морском причале. Точно такой же находился на «Титанике».

В числе раритетов - телефон, принадлежащий семье Николая II. После революции он попал в Англию, потом во Францию и вот вернулся в Россию.

- Скорее всего, это детский аппарат. Мы не исключаем, что по нему разговаривал цесаревич Алексей, - сообщает экскурсовод.

В Москве первый таксофон появился в 1903 г.
В Москве первый таксофон появился в 1903 г.

Не менее ценный экспонат - трубка фирмы «Эриксон», подаренная Юрию Гагарину, телефон, по которому говорил Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев. А вот аппарат из кабинета министра иностранных дел Великобритании лорда Эдуарда Галифакса.

- Все беседы по телефону можно прослушать? - на всякий случай интересуюсь у всезнающего сопровождающего.

- Абсолютно. Вот почему средства правительственной связи очень тяжелые - все устройства внутри заключены в металлическую оплетку для дополнительной защиты. Если туда попытаются внедрить «жучок», сработает сигнал.

Всего в музее собрано более 2000 моделей из разных стран - выставить все экспонаты просто не хватает места, и экспозиция будет постоянно обновляться. Основатель музея Виталий Езопов по работе связан с телекоммуникационными системами. Десять лет назад начал покупать старинные аппараты у коллекционеров, в антикварных магазинах, на интернет-аукционах. Много ценного в московский музей передал 90-летний энтузиаст из Женевы - он собирал телефоны более полувека. Никто его не поддерживал, и когда чуть не дошло до распродажи, швейцарец узнал о российских единомышленниках - его внучка замужем за русским.

А вот и телефонная станция. Стать работающей на ней «барышней» было не так-то просто. Кроме отменной дикции, требовался рост не ниже 165 см и длинные руки - не меньше 150 см в размахе. Палкой с насечками вас тут сразу же и замерят.

Кстати, по вторникам посмотреть экспозицию можно бесплатно. В среду в 12 и в два часа дня проходят две бесплатные экскурсии. В другие дни цены вполне терпимые - 200 рублей для взрослых и 100 - для детей. Есть льготы и скидки на семейные билеты.


ИСТОРИЯ ТЕЛЕФОНА






Московский экономический форум прохошел под знаком культуры
Раймонд Паулс плюнул в Латвию: уже давно стала глухой провинцией