Вера в Бога переместилась из души в желудок
Почему во время церковных постов не падают продажи молока и мяса
Спрос на халяльные, кошерные и православные продукты растет с каждым годом. Их с удовольствием покупают не только верующие. И это при том, что конфессиональная гастрономия значительно дороже обычной. В чем же секрет популярности религиозной еды?
В России около 20 миллионов мусульман, примерно 15 процентов населения. Зато доля халяльной баранины в магазинах - 55 процентов, а говядины - почти 20. Рынок халяльной еды за последние годы увеличились в разы. Быстрее всего растет производство халяльного мяса и птицы. International Trade Centre оценивает российский рынок халяльного мяса в $10 миллиардов в год.
Примечательно, что, согласно исследованиям самих производителей, значительную долю покупателей халяльной продукции составляют немусульмане. Она воспринимается как более качественная, так что ее берут все подряд. Естественно, производители, видя такой энтузиазм, наращивают профильные мощности и вообще не теряются.
Фото с сайта
В большинстве случаев никакой крайней приверженности исламу ни владельцы, ни менеджеры компаний-производителей не испытывают. Они просто верно попадают в тренд: продажа еды под брендами, связанными с религией, располагает покупателя к производителю. Доходит до смешного. В Нижнекамске (Татарстан) разразился скандал. Покупатели-мусульмане обнаружили, что в одном из торговых центров в лавке под вывеской «Халяль» продавалась свинина!
- Я задал вопрос: «Как вы можете называть свою лавку «Халяль», когда рядом с мясной продукцией лежат куски свинины?» - рассказал заместитель имама Салих хазрат Ибрагимов.
По словам духовного лица, директор лавки достаточно жестко ответила, что она сама знает, что такое халяль, но пообещала исправиться.
Так что же это такое халяль?
Производством такого продукта должен безусловно заниматься верующий мусульманин. Каждое утро этот человек надевает специальные костюм, головной убор и перчатки. Идет в специальную комнату, где расстилает коврик и молится. Так начинаются его рабочий день и производство продукции по нормам халяля.
Получение халяльного сертификата беспроблемно, а смысл в его приобретении весьма весомый. Например, халяльная индейка компании «Евродон» почти на 10 процентов дороже их обычной. Цена халяльной и обычной баранины отличается на 20 - 25 процентов. Повышенные цены устраивают и торговые сети, поэтому в ряде супермаркетов перешли исключительно на торговлю халяльной бараниной, не оставляя покупателю выбора.
Имам благословляет халяльный забой курятины. Фото с сайта
Православный маркетинг
На религии и вере сегодня действительно можно неплохо заработать и повысить продажи. Российские производители с готовностью используют любые тематические наклейки перед Великим постом и Пасхой. А рестораны и точки питания разрабатывают спецменю.
К примеру, однажды тот же производитель индейки зарегистрировал торговую марку «Индейка Пасхальная». В этом случае был расчет на эмоции потребителей, насмотревшихся американских фильмов и сравнивающих православную Пасху и американский День благодарения.
Ярким примером здесь является и одна питерская компания, которая в 2006 году придумала бренд «Русь православная» и стала выпускать под ним вегетарианские пельмени и котлеты. Все это прекрасно продается во время поста. На сайте компании указано, что бренд получил официальное благословение наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, епископа Выборгского Назария.
Мусульмане и евреи не едят свинину и знают, что она не может быть ни кошерной, ни халяльной... Фото с сайта
Хотя на самом деле никакого официального свода правил относительно «правильных» продуктов питания у христиан нет, а Русская православная церковь даже дала отрицательный отзыв на идею Общественной палаты о специальной сертификации православной еды.
Зато к идее общественников с энтузиазмом отнеслась компания «Амскорт Интернэшнл». Она придумала сертификат «Православный стандарт», отчего РПЦ осталась не в восторге, но ничего поделать не смогла.
Производители еды по собственному маркетинговому плану снабжают продукцию наклейками типа «Рекомендовано в Пасху» - и это здорово работает. Бюджет на наклеечку очень мал.
- Каждый год мы отмечаем рост продаж овсяного печенья «Посиделкино» в период Великого поста. Мы маркируем упаковки продукции специальным значком «Можно в пост». В среднем по опыту нескольких лет в период поста мы видим рост продаж порядка 35 - 40 процентов,- говорит региональный менеджер компании «Любимый край» Екатерина Подовинникова.
Специализированные православные магазины такие наклейки не любят и иначе как маркетинговой уловкой не называют.
- Клиенты смотрят на состав, а не на значки, потому что их клеят уже на все подряд, - говорит менеджер одного интернет-магазина.
...данная маркетинговая уловка рассчитана исключительно на доверчивых христиан и в принципе является кощунственной. Фото:
Кошерно - значит дорого
Не такие радужные перспективы у рынка кошерных продуктов. Немногочисленные производители кошера пользуются тем, что конкуренции в их нише практически нет. Поэтому, некоторый рост продаж они все же фиксируют. Так, бренд «Тевье молочник» благодаря сертификату кошерности прошел во многие московские торговые сети.
- Правда, «Ашан» и «Магнит» от нас отказались из-за цены, - сожалеет владелец марки Игорь Сандлер.
Дело в том, что себестоимость у еды, отвечающей требованиям кашрута (система еврейских правил), гораздо выше, чем у халяльной. О сложностях кошерного производства среди производителей ходят легенды типа: «Как-то мы думали получить сертификат кошерного производства для мяса птицы, но потом руководство и инженеры завода пообщались со специалистами по кашруту и сказали, что никогда в жизни не возьмутся за это, отказались проходить сертификацию - настолько сложной оказалась технология для кашрута». Производителя смутила, в частности, необходимость ручного забоя и разделки - эти операции давно автоматизированы.
Освящённые на мощах продукты... Фото с сайта
- На кошерном производстве убой производится только вручную, при снятии пера используется низкотемпературное ошпаривание, необходим особый контроль внутренностей птицы. Эти процессы невозможно автоматизировать, поэтому производство кошерной продукции редко появляется на крупных производствах,- говорит директор «Ринкон-менеджмент» Константин Корнеев.
В свою очередь Игорь Сандлер отмечает, что для кошерной «молочки» нужны специальные закваски и ингредиенты, которые в России не выпускаются.
При производстве кошерных продуктов питания всю цепочку от поля до прилавка контролируют специалисты-машгиахи. Они работают на департамент кашрута при Главном раввинате, но за их работу платит производитель. Они находятся на каждой ферме - поставщике сырого молока, проверяют все корма и ингредиенты и даже смотрят за чистотой вымени коров перед дойкой в пять утра. На заводе они днюют и ночуют, следя за оборудованием и даже за трубами - их необходимо ошпаривать кипятком, чтобы не было бактерий. С вечера пятницы по вечер субботы, то есть в шаббат, производство перепрофилируется на некошерное. В итоге кошерная мясная продукция получается дороже сопоставимой обычной на 40 - 50 процентов, а молочная - на 10 - 15 процентов.
Единственные кошерные продукты, дешевые в производстве: овощи и фрукты. В России для них сертификация вообще не нужна.
...и одежда продаются по завышенным ценам, но люди верят в их целительную силу и охотно раскошеливаются. Фото с сайта
Без разницы во вкусе
Увеличение продаж конфессиональных продуктов вроде бы свидетельствует о повышающейся религиозности населения. Так ли это?
Эксперт по рекламе и маркетингу института МИРБИС Евгений Бойченко считает взлет халяля, кашрута и православных маркировок следствием псевдорелигиозности.
- В России не менее 80 процентов считают себя православными, но реально в период поста не изменяются продажи мяса или молочных продуктов, при этом дополнительные значки «рекомендовано в пост» вызывают рост продаж, - рассказывает он.
Ту же самую коллизию - роста продажи продуктов в пост - регистрирует и Euromonitor. Успех религиозного маркетинга в России в большой степени связан со стереотипами восприятия.
С одной стороны, это просто борщ со сметаной, а с другой - даже и не знаешь, как к этому относиться. Фото с сайта
- Россияне считают, что халяльная и кошерная продукция экологически чистая, вкуснее обычной и качественнее. Примерно такие же мысли у россиян относительно товаров, маркированных под пост и Пасху, - говорит эксперт Константин Корнеев из «Ринкон-менеджмент». - В целом же качество и вкус у продукции других хороших производств не хуже.
Эксперты предполагают, что Россия повторит путь западных стран, где главный покупатель товаров с указанием на ту или иную конфессиональную принадлежность - человек светский, нерелигиозный. В общем те, у кого вера из души переместилась в желудок, что и является главной характеристикой современного общества потребления. Примерно треть халяльной еды на Западе приобретают люди, к исламу не имеющие отношения. Ситуация с кашрутом схожая. В некоторых американских супермаркетах кошерные продукты занимают до 40 процента полок, но 80 процентов их потребителей вообще никак не связаны с иудаизмом.