«Запустение...»: почему туристы забыли про музей Ленина в Горках?
Музей Ленина в Горках - потрясающий образец как брежневского имперского архитектурного стиля, так и перемен, которые произошли за последние 30 лет. Сегодня (в погожий выходной день!) здесь почти нет посетителей, и те довольно характерные - пара белорусов, несколько китайцев и залётный болельщик-мексиканец. А ведь в конце восьмидесятых сюда на экскурсию нужно было записываться заранее!
Музей был построен уже на излёте СССР, в 1987-м, причём не на бюджетные деньги, а на деньги самих коммунистов - скинулись парторганизации союзных республик. Деньги, надо отметить, огромные, так как по тем временам музей имел ультрасовременную начинку - впервые в мировой музейной практике были использованы аудиовизуальные комплексы. В центре каждого зала – куб из почти черного стекла. Внутри него - шестиминутное зрелище, подчинённое электронике. Здесь сосредоточены все виды технических демонстрационных средств: кино, видео, слайд-проекция, музыка, световые и оптические эффекты, лазерная проекция, дымовая и снеговая машины. Самые лучшие на тот момент актёры Театра на Таганке озвучили действия в кубах, в стереозвуке!
Но самое сногсшибательное действие на посетителей производила система управления кубами. Это сейчас мы привыкли к пультам дистанционного управления телевизорами и кондиционерами, а по временам 1987 года управление кубом с пульта было чем-то невероятным.
Зрители не верили своим глазам, когда экскурсовод нажимал кнопку на пульте, и в кубе начиналось представление. Кубы - отечественная разработка, сделаны в Ленинграде, а вот сама технология дистанционного управления закуплена... у фирмы Макинтош! Конечно, в советские времена об этом не распространялись, но теперь экскурсоводы говорят об этом с какой-то особой гордостью. Система управления одним из кубов всё-таки сломалась ещё в самом начале девяностых, но за всё время Минкультуры так и не смогло выделить деньги ни на ремонт, ни на командировку американских специалистов в музей.
Сама экспозиция тоже достойна отдельного описания. Пройдя сквозь колоннаду, оказываешься перед низким входом в музей. Потолок вестибюля из тёмного металла ещё больше прижимает пространство, давя своей зеркальной горизонталью. Чёрный мрамор ступеней главной лестницы, окантованных сталью, отражает свет сотен миньонов. Бронзированные светильники напоминают ритуальные факелы древних сакральных пещер. С первого этажа виден сверкающий нимб, осеняющий чело вождя. Эффект создает латунная сфера, подвешенная к потолку аванзала. В советские времена экскурсоводы начинали свой рассказ с символичного описания подъёма по этой лестнице как пути советского человека к коммунизму. Здесь даже есть настоящая брусчатка с Красной площади, которую заботливо отодрали и перевезли сюда. Вот психи!
Думаю, посетителей могло бы быть гораздо больше, если хотя бы подписи к экспонатам перевели на английский и китайский. А так - совершенно недооценённое туристическое место. Во многом напоминает мемориал Линкольна в Вашингтоне, где, кстати, огромные толпы туристов каждый день. А здесь - запустение...