За час задержки - 25 рублей: какие компании честно платят компенсации

В этом году авиаперевозчики задолжали пассажирам более 10 млн евро компенсаций. EG.RU разобрался, почему это случилось и что делать, если вы - один из таких пассажиров
компенсация от авиакомпании, задержка рейса, отмена рейса
Отношения между пассажиром и перевозчиком часто переходят в юридическую плоскость
компенсация от авиакомпании, задержка рейса, отмена рейса компенсация от авиакомпании, задержка рейса, отмена рейса

С начала года российские пассажиры регулярно оказываются в ситуациях, когда их рейсы срываются или переносятся. Пострадали почти 28 тысяч человек. Все они имеют право на компенсацию от авиакомпании. Общая сумма долга огромная - 10,2 млн евро, а в числе лидеров - Air France, Ellinair и S7 Airlines.

За что можно получить компенсацию от авиакомпании?

Компенсацию можно получить за сорванный рейс, длительную задержку отправления или овербукинг (два билета на одно место).

Если ваш рейс отменен, то ключевое значение имеют причины, по которым отменили рейс, и срок, за который вас уведомили.

Если не вдаваться в детали, то при отмене вылета перевозчик обязан предложить альтернативный рейс или вернуть полную стоимость билета и компенсацию: за маршрут до 1,5 тыс. км – 250 евро, до 3,5 тыс. км – 400 евро, свыше – 600 евро.

Компенсации считаются правилом при проблемах с международными рейсами, следующим в Европу. В России же практика получения компенсации практически отсутствует. Сумма выплат определена. но она смехотворна: за каждый час ожидания авиакомпания должна выплатить пассажиру 0,25 МРОТ, то есть 25 рублей.

Как получить компенсацию?

Согласно международным правилам, в случае длительной задержки перевозчик должен проявить заботу о пассажире, а если клиент хочет расторгнуть договор, то согласиться и выплатить компенсацию. Если авиакомпания нарушила ваше право, надо в первую очередь обращаться к ее представителям.

«Если решить проблему не удалось - стоит идти в суд. Обратиться можно по месту своего жительства – это регулирует закон о защите прав потребителей. Госпошлина в этом случае не взимается», - поясняет EG.RU Олег Аксаментов, директор института воздушного и космического права AEROHELP, эксперт в области воздушного права.

Как часто происходят проблемы с рейсами?

Ситуация, когда задерживают или отменяют рейсы, довольно распространенная. Случается и совсем дичь, например, когда на одно место продают билеты двум пассажирам. С начала этого года проблемы с вылетом у россиян возникли 336 раз. За аналогичный период прошлого года – 121 раз (9,65 тыс. пассажиров пострадали, компенсация - 3,76 млн.евро). Цифры по миру в этом году еще круче: пострадали 4,5 млн человек, общий размер компенсации - 1,9 млрд евро.

В России статистику испортил чемпионат мира по футболу. Нагрузка на аэропорты и перевозчиков возросла настолько, что с ней перестали справляться. В итоге за месяц - 14 тысяч пострадавших и штрафы почти на 5 миллионов евро.

компенсация от авиакомпании, задержка рейса, отмена рейса
За проблемы на международных вылетах можно получить до 600 евро.

Что делать, если рейс отменили из-за забастовки

Как и везде, в авиации есть проблемы с нехваткой кадров. Иногда сотрудники начинают бастовать и срывают рейсы. До недавнего времени это считалось уважительной причиной и пассажиру не полагалось компенсации за такой рейс. В апреле  Европейский суд (European Court of Justice) постановил, что теперь это головная боль руководства авиакомпании и пассажир здесь ни при чем.

Заплатят ли за опоздание на пересадку?

Прецеденты судебных решений в пользу пассажиров, которые опоздали на стыковочные рейсы, есть. Опираясь на них, суды все чаще встают на сторону клиента. Поэтому решение одно - обращаться в суд по месту жительства.

Вам может быть интересно: