Откровения под стук колёс: Россия отмечает День железнодорожника

Если пассажира не разбудили и он проехал свою станцию - новый билет ему купят за счёт проводника или начальника поезда
Болельщики, побывавшие на чемпионате мира по футболу
Болельщики, побывавшие на чемпионате мира по футболу, открыли для себя вагонную романтику
Болельщики, побывавшие на чемпионате мира по футболу Болельщики, побывавшие на чемпионате мира по футболу

Проводник - профессия беспокойная. Даже не профессия - судьба. С одной стороны, жизнь без земли под ногами в компании с незнакомыми пассажирами, недаром аббревиатуру РЖД железнодорожники расшифровывают «Редко живем дома». С другой - проводник обладает властью над попутчиками. А среди них в вагоне, как в бане, все равны. Здесь, как нигде, тянет на откровения. 5 августа страна отмечает День железнодорожника - самое время поздравить всех представителей славной профессии. И отличный повод вспомнить поездные байки.

Мой собеседник Юрий Лобанов - бывший офицер-подводник. Выйдя в отставку, нашел приют на борту сухопутного «корабля» - вагона поезда Москва - Владивосток. Истории о том, как он служил... работал проводником, превращаются в легенды.

Переходящие девочки

- В свой первый рейс я отправился из Харькова во Владивосток. Август конца 1980-х. Плацкарта без вентиляции с одним работающим туалетом.

В поезде зайцем ехали две девчонки-школьницы. Из куража или от бедности они обслуживали весь состав. На станциях народ вываливал на перрон, и вдоль состава проносилось: «А эти две в каком? Пусть в третий идут! Ну ладно, после 15-го срочно в третий!»

За время следования через наш потный вагон прошли все криминальные структуры СССР: говорящие и слышащие глухонемые с порноиндустрией на желтой фотобумаге, цыганский табор с ожоговой косметикой, карточные шулеры с плохим зрением, торговцы санфаянсом... Во Владивостоке мы вышли большой семьей кровных родственников, связанных клятвой звонить друг другу и заезжать в гости. Больше мы никогда друг друга не видели.

Колыхались под стук колес

Железнодорожных романов я на своем веку навидался. Об одном из них мне больно вспоминать до сих пор.

На перекуре в тамбуре (когда подымить в поездах можно было еще безнаказанно) некий мачо уговорил юную барышню прийти, как стемнеет, к нему на сеновал. А именно на верхнее боковое место. В означенный час человеческий бутерброд, накрытый простынкой, запыхтел под ритмичный перестук колес. И вдруг седую ночь прорезал вопль. Я врубил общий свет, и сонные пассажиры увидели корчившегося на полу мачо и бледнющую нимфетку. В общем, в самый разгар нежного свидания парочка грохнулась с верхней полки. Барышня не пострадала, а мужик сломал член.

На ближайшей станции любовников встречали скорая и милиция. С поезда сняли любовников плюс маменьку несовершеннолетней прелестницы.

Собственно, мораль простая. Если вам в поезде приспичит предаться порочным страстям, обратитесь к проводнику. За умеренную плату он найдет пустующее купе или приютит в своем двухместном - на часок или на ночь, как договоритесь.

Советский плакат: сказано в точку!
Советский плакат: сказано в точку!

Штаны милосердия

Зимой ехали в Волгоград. В одном купе засели два мужичка. Еще при проверке билетов я подумал, что от этих надо ждать чудес. И не ошибся. Товарищи испросили у меня два стакана чаю - стало быть, под напитки. И приступили к истреблению пиво-водочных припасов. Проводники пьяных не любят, но, если люди себя ведут прилично, как бы не замечают.

Я управился с делами, прилег и заснул. Вдруг дверь в купе открывается - на пороге один из той алкопарочки.

- Командир, выручай, родной!

- Какие проблемы?

- У тебя штаны есть запасные?

- Что?!

- Ой, да тут такое... Мы пол-литру выпили, пивом заполировали. Кореша моего в туалет приперло. А там занято. Ну, не выдержал.

- А застирать не пробовали?

- Так в том и дело. Застирал и за окошко повесил, чтоб просохли. А их ветром сдуло. Командир, нам выходить через два часа. Куда он бесштанный? Выручай! Мы купим.

Делать нечего - порылся в вещах, но нашел только белые штаны от кимоно - баловался я карате.

Через два часа поезд подошел к маленькой станции. В провинциальный сумрак, поддерживая друг друга, удалялись две фигуры, на одной из которых отчаянно белели мои чемпионские штаны.


Места для поцелуев

Во Франции целоваться на перронах можно только в специально отведенных местах. На заре железнодорожной эры влюбленные, которые были не в силах оторваться друг от друга при расставании, задерживали отправку составов. Сейчас никто не станет ждать, пока парочка попрощается, но традиция осталась.


По одному билету

Если у вас есть билет, скажем, от Москвы до Астрахани, вы можете сделать одну остановку, например в Самаре, Волгограде или еще где-то по пути следования. Задержка не должна превышать десять суток. В течение четырех часов после того, как вы выйдете из поезда, не забудьте поставить отметку о прерывании поездки в кассе вокзала. Чтобы продолжить путь, придется заново оплатить плацкарту, а это около половины стоимости билета. На международных направлениях выходить разрешено неограниченное число раз в течение срока годности билета (обычно два месяца).


Пусть меня научат

На проводника обучают на платных трехмесячных курсах или бесплатно в течение года в железнодорожном колледже. По сей день существуют студенческие стройотряды. Для учащихся железнодорожных вузов - это практика, для всех остальных - яркое приключение.


Кстати

69 остановок делает поезд «Россия», который курсирует от Москвы до Владивостока. Среди них есть станция Половина - она находится в 506 километрах от Иркутска и делит Транссибирскую магистраль пополам.


Чтобы провезти крупного пса, придется выкупить все купе

Лайфхаками и нюансами железнодорожных путешествий поделилась бывшая проводница Полина. Сейчас девушка учится в МИИТ, трудится приемосдатчиком груза и багажа и мечтает стать дежурной по станции.

  • О вагонах. Третье и шестое купе оборудованы аварийными выходами. То есть окна там не открываются. Зато, если вдруг, как говорится, что - вы спасетесь первым. Поезда, номера которых состоят из трех цифр, первая из которых не ноль, - дополнительные поезда. Скорее всего, это будут вагоны годов 60-х выпуска.
  • О белье. Если вдруг вы испачкали свое постельное белье, вы можете взять новый комплект, правда, не бесплатно. Если ваше белье влажное или в пакете с бельем нет карточки о том, когда и кем оно было упаковано, - с вероятностью 90 процентов на нем кто-то уже спал до вас.
  • О билетах. Очень важно смотреть, какой класс билета вы берете. Это гарантирует вам наличие кондиционера и биотуалета. Все классы расписаны на сайте РЖД. Печатать билеты надо только для того, чтобы бесплатно пописать на вокзале. При посадке можно просто показать билет на телефоне.
  • О ворах. У людей не хватает сообразительности положить сумку/кошелек в голову, чтобы если кто и потянется - разбудил. А у воров давно есть ключи вагонные (их всего два: треугольник и специалка). Купить их не проблема.
  • О пьяных. Если с вами рядом едет пьяное быдло, которое вам очень мешает, найдите свидетеля, согласного дать показания, и попросите проводника вызвать наряд полиции на соседнюю станцию.
  • О курении. Курить в поездах нельзя, но если очень хочется, то можно купить у проводника «разрешение». Правда, принципиальные могут вызвать господ в форме, и в итоге вы получите штраф.

Лайфхаки и советы Полины пригодятся даже бывалым путешественникам
Лайфхаки и советы Полины пригодятся даже бывалым путешественникам

  • О досуге. Вы можете попросить шахматы, шашки и иногда даже нарды у проводника. Если он говорит, что их нет, ему просто лень идти в штабной вагон.
  • Об опоздании. Вы можете сесть в любой вагон, если у вас нет времени бежать до своего. Главное - показать билет проводнику того вагона, в который заходите, а потом - проводнику того вагона, в котором едете.
  • О торговле. У проводников есть план по чайной и сувенирной продукции. Когда я работала, он составлял по 35 рублей на пассажира. То есть перевезли 100 пассажиров за рейс - будь добр продай на 3500 чайной продукции. Не продал? Выкупай за свой счет. Такая же тема и с лотерейными билетами.
  • О проститутках. Коллега рассказывал, что по пути в Новый Уренгой в вагон частенько сажали дам легкого поведения, которые ехали буквально три - четыре станции, но за это время успевали обслужить вахтовиков. А у другого коллеги особо страстная парочка в порыве любви друг к другу закрылась в туалете и снесла унитаз.
  • О багаже. У моего коллеги как-то раз пассажир оставил в вагоне чемодан. Когда тот стал его вскрывать, для того чтобы провести опись, выяснилось, что весь чемодан забит презервативами.
  • О туалетах. Не бросайте в биотуалеты ничего, даже туалетную бумагу. Они с ней не справляются и «зависают», а починить такой туалет в пути очень тяжело.
  • Об уборке. Уборка должна быть влажная дважды в день, но я убиралась, только если реально было пыльно на улице и тяжело было дышать. А так и одного раза хватит.
  • Об услугах. Вас обязаны разбудить за полчаса до вашей станции, если она промежуточная, и за час, если она конечная. Не разбудили? Звоним на горячую линию. Если вы при этом проехали свою станцию - билет за счет проводника и начальника поезда.
  • О животных. Если питомец влезает в переноску, сумма габаритов которой не превышает 180 см, понадобится только билет на четвероногого пассажира и билет на сопровождающего его человека в вагон класса ЗД, ЗУ (плацкарт) или 2К, 2У, 2Л (купе). В вагоне-купе класса 2Э, 2Б придется выкупить все купе. Крупных собак возят только в купе. Собак-поводырей сажают куда хочешь. Кстати, с 16 июля в поездах дальнего следования можно перевозить собак, кошек, птиц, хомяков, морских свинок, кроликов, черепах без сопровождения владельцев. Питомцы будут путешествовать в багажных купе в клетках или контейнерах. За ними присмотрят проводники.
  • О колее. В России ширина железнодорожной колеи - 1520 см, а в Европе 143,5 см. Знаете почему? Потому что, когда европейцы строили нам железную дорогу, они спросили у царя, делать ли шире колею. Царь сказал: «Да на фига?» (Он, правда, мужской половой орган вспомнил.) Европейцы подумали, что это прямое указание на то, насколько нужно увеличить ширину пути. Ну и высчитали среднестатистическую российскую величину этого самого органа. На 8,5 см колею шире и сделали. На самом деле ширина колеи больше в целях обороны.
  • О чае. Если вас едет двое и больше - заказывайте чай по отдельности, если хотите пить не с одним пакетиком на всех. Стаканы, вилки, ложки вам обязаны выдавать бесплатно.
  • Об эксцессах. Как-то раз я улыбнулась пассажиру, который ехал с женой, и она написала на меня жалобу. Заявила, что я вела себя вызывающе, оголяла свою татуировку (она у меня на бедре, ее не видно под юбкой) и вообще такие, как я, работать не должны.

Вам может быть интересно: