Откровения под стук колёс: Россия отмечает День железнодорожника

Болельщики, побывавшие на чемпионате мира по футболу, открыли для себя вагонную романтику

Если пассажира не разбудили и он проехал свою станцию - новый билет ему купят за счёт проводника или начальника поезда

Проводник - профессия беспокойная. Даже не профессия - судьба. С одной стороны, жизнь без земли под ногами в компании с незнакомыми пассажирами, недаром аббревиатуру РЖД железнодорожники расшифровывают «Редко живем дома». С другой - проводник обладает властью над попутчиками. А среди них в вагоне, как в бане, все равны. Здесь, как нигде, тянет на откровения. 5 августа страна отмечает День железнодорожника - самое время поздравить всех представителей славной профессии. И отличный повод вспомнить поездные байки.

Мой собеседник Юрий Лобанов - бывший офицер-подводник. Выйдя в отставку, нашел приют на борту сухопутного «корабля» - вагона поезда Москва - Владивосток. Истории о том, как он служил... работал проводником, превращаются в легенды.

Переходящие девочки

- В свой первый рейс я отправился из Харькова во Владивосток. Август конца 1980-х. Плацкарта без вентиляции с одним работающим туалетом.

В поезде зайцем ехали две девчонки-школьницы. Из куража или от бедности они обслуживали весь состав. На станциях народ вываливал на перрон, и вдоль состава проносилось: «А эти две в каком? Пусть в третий идут! Ну ладно, после 15-го срочно в третий!»

За время следования через наш потный вагон прошли все криминальные структуры СССР: говорящие и слышащие глухонемые с порноиндустрией на желтой фотобумаге, цыганский табор с ожоговой косметикой, карточные шулеры с плохим зрением, торговцы санфаянсом... Во Владивостоке мы вышли большой семьей кровных родственников, связанных клятвой звонить друг другу и заезжать в гости. Больше мы никогда друг друга не видели.

Колыхались под стук колес

Железнодорожных романов я на своем веку навидался. Об одном из них мне больно вспоминать до сих пор.

На перекуре в тамбуре (когда подымить в поездах можно было еще безнаказанно) некий мачо уговорил юную барышню прийти, как стемнеет, к нему на сеновал. А именно на верхнее боковое место. В означенный час человеческий бутерброд, накрытый простынкой, запыхтел под ритмичный перестук колес. И вдруг седую ночь прорезал вопль. Я врубил общий свет, и сонные пассажиры увидели корчившегося на полу мачо и бледнющую нимфетку. В общем, в самый разгар нежного свидания парочка грохнулась с верхней полки. Барышня не пострадала, а мужик сломал член.

На ближайшей станции любовников встречали скорая и милиция. С поезда сняли любовников плюс маменьку несовершеннолетней прелестницы.

Собственно, мораль простая. Если вам в поезде приспичит предаться порочным страстям, обратитесь к проводнику. За умеренную плату он найдет пустующее купе или приютит в своем двухместном - на часок или на ночь, как договоритесь.

Советский плакат: сказано в точку!

Штаны милосердия

Зимой ехали в Волгоград. В одном купе засели два мужичка. Еще при проверке билетов я подумал, что от этих надо ждать чудес. И не ошибся. Товарищи испросили у меня два стакана чаю - стало быть, под напитки. И приступили к истреблению пиво-водочных припасов. Проводники пьяных не любят, но, если люди себя ведут прилично, как бы не замечают.

Я управился с делами, прилег и заснул. Вдруг дверь в купе открывается - на пороге один из той алкопарочки.

- Командир, выручай, родной!

- Какие проблемы?

- У тебя штаны есть запасные?

- Что?!

- Ой, да тут такое... Мы пол-литру выпили, пивом заполировали. Кореша моего в туалет приперло. А там занято. Ну, не выдержал.

- А застирать не пробовали?

- Так в том и дело. Застирал и за окошко повесил, чтоб просохли. А их ветром сдуло. Командир, нам выходить через два часа. Куда он бесштанный? Выручай! Мы купим.

Делать нечего - порылся в вещах, но нашел только белые штаны от кимоно - баловался я карате.

Через два часа поезд подошел к маленькой станции. В провинциальный сумрак, поддерживая друг друга, удалялись две фигуры, на одной из которых отчаянно белели мои чемпионские штаны.


Места для поцелуев

Во Франции целоваться на перронах можно только в специально отведенных местах. На заре железнодорожной эры влюбленные, которые были не в силах оторваться друг от друга при расставании, задерживали отправку составов. Сейчас никто не станет ждать, пока парочка попрощается, но традиция осталась.


По одному билету

Если у вас есть билет, скажем, от Москвы до Астрахани, вы можете сделать одну остановку, например в Самаре, Волгограде или еще где-то по пути следования. Задержка не должна превышать десять суток. В течение четырех часов после того, как вы выйдете из поезда, не забудьте поставить отметку о прерывании поездки в кассе вокзала. Чтобы продолжить путь, придется заново оплатить плацкарту, а это около половины стоимости билета. На международных направлениях выходить разрешено неограниченное число раз в течение срока годности билета (обычно два месяца).


Пусть меня научат

На проводника обучают на платных трехмесячных курсах или бесплатно в течение года в железнодорожном колледже. По сей день существуют студенческие стройотряды. Для учащихся железнодорожных вузов - это практика, для всех остальных - яркое приключение.


Кстати

69 остановок делает поезд «Россия», который курсирует от Москвы до Владивостока. Среди них есть станция Половина - она находится в 506 километрах от Иркутска и делит Транссибирскую магистраль пополам.


Чтобы провезти крупного пса, придется выкупить все купе

Лайфхаками и нюансами железнодорожных путешествий поделилась бывшая проводница Полина. Сейчас девушка учится в МИИТ, трудится приемосдатчиком груза и багажа и мечтает стать дежурной по станции.

Лайфхаки и советы Полины пригодятся даже бывалым путешественникам