Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко рассказал об истории парка Горького

Минтруд рассказал, как будем отдыхать в 2019 году
Майские каникулы в 2019 году продлятся девять дней / Источник: Олег Золото
Самый известный парк России отмечает 90-летний юбилей

В этом году московскому Парку культуры и отдыха имени Горького исполняется 90 лет. В течение всего года посетителей ждут фестивали, выставки, образовательные проекты и открытие новых архитектурных объектов. Портал EG.RU попросил рассказать об архивных документах, касающихся парка Горького, начальника Главархива Москвы Ярослава Онопенко.

- Ярослав Аксентьевич, какие документы о деятельности старейшего парка страны сохранились в архивных фондах?

- Документы крупнейшего парка есть сразу в нескольких фондах московских архивов. Это фонды архитекторов Александра Власова, Вильямса Рындина, Владимира и Георгия Стенбергов; фонд Моссовета, где хранятся свыше 600 решений и распоряжений касательно деятельности парка. Особенно интересен для истории парка личный фонд его первого директора Бетти Николаевны Глан. В апреле 1929 года она пришла в только что созданный Центральный парк культуры и отдыха заместителем директора. Через год 26-летняя Глан становится директором парка. Семь лет ее руководства назовут потом «золотым веком».

- Почему она заслужила такую высокую оценку историков?

- Бетти Николаевна заложила основу и сформулировала саму идею создания парка совершенно нового для Москвы типа. Деятельная девушка сама писала сценарии праздничных мероприятий, театральных представлений, занималась художественным оформлением парка, выступала со статьями. Она считала парк ни больше ни меньше… «фабрикой по переделке сознания»! В своих мемуарах Бетти Глан вспоминала, что в праздничные дни число посетителей парка доходило до 100 тыс. человек — цифра, эквивалентная сегодняшним показателям. Ее идеи, планы, размышления составили основу личного фонда в Отделе хранения документов личных собраний Центрального государственного архива города Москвы.

Директор Центрального парка культуры и отдыха Бетти Глан рассказывает маршалу Буденному о парке, 1935 год. Источник: Главархив Москвы

- А какие это документы?

- Любой желающий может увидеть статьи об организации праздничных мероприятий, проходивших в ЦПКиО им. Горького, сценарии «Праздника учебы», водных праздников на Москве-реке, театрализованных представлений к Фестивалю Молодежи и студентов 1957 года. Парк культуры и отдыха, несомненно, можно назвать одним их крупнейших и важнейших объектов столичной инфраструктуры. И неудивительно, что вопросы, связанные с его развитием и работой, нередко попадали в повестку дня заседаний Моссовета и Мосгорисполкома. Дирекция Парка подчинялась Управлению культуры Мосгорисполкома. Благодаря этим документам мы сейчас можем восстановить подробную хронику истории ЦПКиО., проследить ход восстановления Парка после опустошительного пожара в июле 1940 года. Интересны документы о передаче спортивного и лыжного инвентаря всех секций и кружков ЦПКиО для нужд действующей армии в октябре 1941 года. Далеко не все москвичи также помнят о планах размещения в Парке Бородинской панорамы или о Выставке трофейного вооружения, которая появилась в Парке в апреле 1943 года и для работы на которой специальным решением Моссовета направляли неработающих трудоспособных жителей Москвы.

- Какие известные люди посещали парк Горького? Сохранились ли какие-то документы?

- Архивы Москвы хранят Книгу отзывов почетных гостей с автографами Ромена Роллана, Герберта Уэллса и многих других.

Парк культуры и отдыха, начало 60-х гг. Источник: Главархив Москвы.

- Если говорить о документах, касающихся уникальной парковой инфраструктуры, что сохранилось в архивах?

- Несомненной заслугой Глан можно считать привлечение к проектированию и строительству парковой инфраструктуры целой плеяды выдающихся архитекторов. Архитектурная история парка неразрывно связана с именами академика Жолтовского, архитектора Власова, архитекторов и художников Вильямса Рындина, братьев Владимира и Георгия Стенбергов. Александр Власов в 1934 году стал главным архитектором парка имени Горького. Именно он создал генеральный проект парка. Он работал над ним до самого начала войны, и показал себя незаурядным ландшафтным дизайнером. Неслучайно генеральный проект парка получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Архитектор разрабатывал и отдельные элементы парка. По его проектам были построены Большой фонтан, набережные Центрального парка и Нескучного сада, водная станция, трибуны, ресторан и многое другое, вплоть до беседок, светильников и оград. У нас в архиве имеется фонд Власова, где можно ознакомиться с материалами Генерального проекта. Среди них уникальные исторические документы – эскизы главной аллеи, фасадов павильонов, главного фонтана, гранитной набережной, водной станции, грота и каскада Нескучного сада, фотографии с макетов, генеральные планы парка, поэтажные планы открытого театра и др. Здесь же хранится и Диплом о присуждении Власову Гран-При на всемирной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже.

- Насколько мне известно, в архивах есть информация о появлении первого в столице звукового кинотеатра в парке Горького, могли бы про это рассказать подробнее?

- Эта история сама по себе весьма интересна. Здание, где ныне располагается дирекция парка, до 1923 года было конторой судостроительной верфи Механического и судостроительного завода. После закрытия завода контора была перестроена архитектором Щусевым в Кустарный павильон Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года. В 1933 году бразильский архитектор Родриго Дакоста кардинально перестроил здание и поменял его функцию. Здание стало первым в Москве звуковым кинотеатром, работы по техническому оснащению которого продолжались до 1935 года. Он проработал до войны, а в 1942 был разрушен бомбой. Вот такая интересная историческая деталь. Фонды московских архивов продолжают бережно сохранять множество подобных уникальных свидетельств истории.

Беседовала Любовь Габеева





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Аудиовизуальный перформанс под сводами мастерских на Пресне: открытие объекта культурного наследия от FORMA
Как в Москве передвигали многоэтажные дома