О ком на самом деле рассказывает сериал «Челночницы»

«Челночный» бизнес стал спасением для многих жертв распада СССР

Чуть менее 30 лет назад «челноками» были забиты практически все поезда, следовавшие в сторону советской границы с западноевропейскими странами

Осенью 2016 года на российские экраны вышел телесериал «Челночницы»,. Он рассказывает о самой, пожалуй, нелегкой профессии «лихих девяностых», которую пришлось осваивать оставшимся без работы инженерам, учителям и врачам.

Сюжет фильма прост и банален. Он о тяжелой доле женщин, оставшихся без работы и денег и с помощью торговли - новой для себя профессии - вылезающих из нищеты. И, конечно, о любви. Но мы остановимся только на «челночном» бизнесе, который в 90-е годы минувшего столетия стал настоящим феноменом на территории стран СНГ.

Продукт перестройки

Финальный этап перестройки запомнился пустыми прилавками продовольственных магазинов и практически полным отсутствием качественной одежды и обуви. У советских людей были деньги, но они не могли приобрести того, чего бы им хотелось, а существовавшая долгие годы уголовная ответственность за спекуляцию камнем висела на шее предприимчивых граждан.

Однако, в самом конце 80-х «железный занавес» немного приподнялся, и у советских людей появилась возможность ездить за границу.

Первой остановкой на пути «челноков»в 1989 году оказалась Польша, в которой был дичайший спрос на советскую электротехнику и предметы ширпотреба.

Классические клетчатые сумки стали характерным признаком «челноков». Кадр из сериала «Челночницы»

Много позже выяснится, что предприимчивые поляки к тому времени вывезли почти все свои товары в Германию, но для советских людей это не имело никакого значения. В сторону Польши потянулись первые «челноки».

Справка. «Челноками», по аналогии со специальным приспособлением для производства ткани, называли предпринимателей, осуществлявших постоянные переезды от места закупки товара до точки его сбыта и обратно.

Памятник «челноку» в Благовещенске, Россия. Фото: Александр Соломин

Поезда дальнего следования были забиты телевизорами, радиоприемниками и советскими магнитофонами, а также огромными сумками с игрушками и предметами ширпотреба.

Обратно челночники ехали налегке с хорошо спрятанными долларами и немецкими марками, которые обменивали на рубли и закупали новые партии товара.

Турецкий свитер из Польши

С распадом Советского Союза и дикой инфляцией начала 90-х челночный бизнес принципиально изменился. Теперь товар нужно было не вывозить из страны, а ввозить.

Челночники мгновенно перестроились и разделились на две большие группы. Одни перевозили заграничную одежду, преимущественно из Польши, на оптовые рынки, а другие скупали нужный товар в Черновцах, Хмельницком и Одессе. Покупали товара столько, сколько могли перенести «на своем горбу».

Люди старшего поколения отлично помнят красочные турецкие свитера и джинсы, а также духи «ISPACHAN» и«CHANEL №5», которые попадали в нашу страну через Польшу.

«CHANEL №5» - важный признак 90-х. Источник: wikimedia.org

«Челноки» того времени сами торговали на рынках, поскольку нанять реализаторов было дорого и совершенно невыгодно.

В месяц они могли совершить 2-3 поездки, каждая из которых приносила 100-200 долларов дохода. Большинству торговцев этих денег едва хватало для того, чтобы прокормить семью. Лишь некоторые, особенно предприимчивые торговцы, сумели сколотить серьезные состояния.

«Челноки» моментально стали объектом охоты  рэкетиров и грабителей, а также карманных воров, которыми были переполнены все рынки стран бывшего СССР. Их не забывали «трясти» и сотрудники милиции, сами не всегда обеспеченные достойной зарплатой.

Кража товара на рынке. Кадр из сериала «Челночницы»

Элитные авиа-челноки

Элитой челночного бизнеса считались те, кто самолетом привозил товар из Стамбула, где расположен самый большой рынок Европы.

Для путешествия в Турцию требовалось приобрести далеко не дешевую туристическую путевку. Зато оттуда можно было привезти прекрасные греческие шубы (мечта любой российской женщины) и турецкие золотые изделия.

И пускай турецкое золото по качеству значительно уступало отечественному, но их изделия отличались модным дизайном и привлекали покупателей. Как правило, привезенный из Турции товар даже не доходил до рынка, а реализовывался среди знакомых и их друзей.

Транспортные затраты и взятки таможенникам (турецким и российским) были очень велики, поэтому позволить себе заниматься таким бизнесом мог не каждый. Зато за один рейс челночник мог заработать от 500 до нескольких тысяч долларов.

Бессмертные российские «челноки»

К концу 90-х-началу 2000-х россияне открыли для себя Саудовскую Аравию, а к середине 2000-х – Китай. Но туда уже ездили не классические «челноки», а профессиональные оптовые торговцы. В их задачу входило прилететь в нужную страну с валютой, закупить партию нужного товара, укомплектовать им транспортный контейнер и получить его в родном городе.

Ушли в прошлое согнутые спины под неподъемными мешками или полосатыми сумками. Теперь «оптовики» стали владельцами собственных магазинов или ларьков на рынках.

А сегодняшний день изменил и то, что было 5 лет назад. С появлением торговых интернет-площадок приобрести нужный товар совершенно не сложно, но челночный бизнес не умер. Предприимчивые жители Дальнего Востока и Сибири продолжают завозить в страну китайский ширпотреб, мобильные телефоны и другую дешевую электротехнику, которая пользуется популярностью на местных рынках.

Теплоход «Полесье» привёз из Фуюаня в Хабаровск группу «челноков». На крыше сложен багаж. Источник: wikimedia.org

По-прежнему «челноки» процветают в российской глубинке и крупных промышленных центрах. Правда, теперь челночным бизнесом занимаются преимущественно пенсионерки, перевозящие промышленные товары и продукты питания с крупных рынков на базары поменьше. Их каждодневный труд приносит совсем небольшие доходы, но позволяет оставаться «на плаву» и чувствовать себя нужными.