Зря Саратов обижается. Алкоголики – это наш профиль

Первое место, оно знаете ли, все равно успех и пиар. А если еще и правильно подать это достижение, так и вообще станет понятно: уровень жизни в городе неуклонно растет.

На неделе Саратов, действительно, попал на первые полосы сайтов и газет. По данным социологического опроса, его жители возглавили рейтинг самых пьющих городов России. Местные чиновники тут же предсказуемо заявили, что эти данные расходятся с официальной статистикой по области и вообще «ихтамнет».

Между тем, расхождение официальной алкогольной статистики с реальностью у нас – вещь, возникшая далеко не сегодня. А излюбленная ревнителями «России, которую мы потеряли» картинка из интернета, показывающая душевое потребление алкоголя в мире в 1910 году, - яркая тому иллюстрация.

Картинка не врет, - по статистике, потребление алкоголя в XIX – начале XX века не было в России таким уж зашкаливающим по сравнению с другими странами. Но увы, достоверность официальной статистики тех лет, по крайней мере в сфере алкоголя, мало отличалась от сегодняшней.

Не верите? Тогда отгадайте загадку. В Москву привозят 5,16 млн литров вина в год, выпивают на месте 2,6 млн литров. Сколько вина вывозится из Москвы в другие города? – Спешу сразу предупредить: это вам не классика, типа «в одну трубу вливается, в другую выливается». Здесь высшая математика нужна. Так вот правильный ответ: вывозят для продажи в другие города 5,15 млн литров. Стоит добавить, что цифры эти приведены в газете «Русские ведомости» за 1893 году:

И как вам эти официальные данные? А между прочим если разделить это количество «потерявшегося» вина на население «второй столицы» (примерно 1 млн чел в 1890-е гг), то получится целых 2 штофа (около 3 литров) в год. На каждого жителя – от новорожденного младенца до беззубой старухи. То есть вино было, конечно, фальсифицированным. Но потребление неучтенного алкоголя это никак не уменьшало.

Читайте также: Византийский бублик – младший брат русского

И это, заметьте, в городе, где акцизные чиновники были на виду. Что уж там говорить про провинцию с ее гораздо более «понимающими» виноторговцев контролерами.

При этом мы сейчас вскрыли лишь один дефект официальной винной статистики. Другой, гораздо более объемный, заключался в изготовлении домашних алкогольных напитков, которые вообще ускользали от «государева ока».

Мы часто говорим о социальных корнях алкоголизма. И если в советские времена эта тема сознательно замалчивалась, но сегодня, как и в дореволюционной России, она - «секрет полишинеля». Так же, как и 150 лет назад, по-настоящему бедные люди водкой не сильно интересуются. Она им попросту не по карману. Бедность – это самогон в деревне и всякий денатурат (в лучшем случае с мятой) в городе. А сегодня – так и вообще пузырьки с настойкой боярышника. И ровно так же, как и при благословенном царизме, все это и сегодня не входит в официальную статистику потребления алкоголя.

Между тем, по недавним подсчётам Росалкогольрегулирования, жители России ежегодно выпивают до 250 млн л лосьонов и настоев в водочном эквиваленте (40% содержания спирта). По данным Росстата, розничные продажи водки в России составляют 720 млн л., а если оценивать вместе с виски, коньяком и пр., то объём составляет около 900 млн л. Таким образом, продажи боярышника и всяких спиртовых лосьонов в России составляют около 20% от всего официального рынка.

Читайте также: Хлеб с лебедой: как еда голодной поры стала символом ЗОЖ?

И это только «открытая» часть нашего алкогольного рынка, без контрафакта и самогоноварения! Также, как и в царской России о реальных цифрах самогоноварения сегодня можно только догадываться. Популярность «домашнего» алкоголя у нас растет повсеместно. А аппараты для его производства продаются совершенно открыто в интернете. А домашняя бражка и пиво испокон веков любимый напиток во множестве наших сел. Кстати, немало народов российской империи имели свои собственные пивные традиции, как, к примеру, Чувашия. Пиво здесь разрешали пить даже детям, но пьяниц не жаловали. Кто там считал, сколько литров этого напитка гнали и гонят в тех краях?

Экспонат из Музея русской водки в Санкт-Петербурге (фото Ольги Сюткиной)
Экспонат из Музея русской водки в Санкт-Петербурге (фото Ольги Сюткиной)

Вот почему на месте саратовских чиновников, я бы не слишком спорила с данными социологического опроса. В любом случае они ничем не хуже по своей достоверности, чем сведения из официальной статистики.

А вот чем можно было бы заняться на досуге, - так это разработкой своего алкогольного бренда. Уж коли процесс вы все равно не контролируете, так можно возглавить его. Изучив вековые традиции местных напитков и сделав из них объект модного сейчас гастротуризма.






Вот такой пряник: почему забыто любимое русское лакомство?
«Никогда больше или Дайте еще!»: русская кухня глазами иностранцев